На сегодняшний день, военная транспортная авиация в мире использует самолеты, которым уже исполнилось больше 40-ка лет. Очевидно, что необходимость появления новых машин стоит максимально остро.
На Украине появился проект авиагиганта «Антонов» — средний транспортный самолет Ан-178, который начал разрабатываться в 2010-х годах, он является редким экземпляром. Сегодня спрос на самолет Ан-178 очень высок по всему миру, несмотря на минусы и недоработки.
История самолета Ан-178
В конце февраля 2010 года АНТК имени Антонова огласило начало проектировки нового самолета грузового типа Ан-178. По проекту, благодаря двум турбореактивным двигателям, транспортник будет иметь крейсерскую скорость 800 км/ч, а практический потолок превысит потолок базовой единицы на 3000 м. Завершение работ по опытному образцу было намечено на конец 2014 года. В начале 15 года планировали подняьт его в воздух. В ноябре 2014-го АНТК приступило к наземным испытаниям опытной машины. Конец испытаний был запланирован на март 2015 года.
Также в ноябре 2014-го начали сборку второго опытного экземпляра. По предварительным договорам, помимо Министерства Обороны, первыми заказчиками самолета станут авиакомпания ОАЭ MaximusAir.
Если учитывать необходимость подобного самолета для военных и гражданских структур, отсутствие серьезных конкурентов (российский Ил-214 и бразильский Embraer KC-390) и относительно низкую рыночную стоимость Ан-178 (20-25млн долларов), первоначальный рынок сбыта самолета составит около 800 единиц с общей стоимостью в более чем 14 млрд долларов.
Конструкция
Ан-178 стал обладателем классической схемы для транспортного самолета. У него высокое расположение крыла, оперением киля выбрана Т-образная схема. У машины трехопорное шасси, с традиционным расположением стоек в задней части и одной – в носу. Передняя стойка получила два колеса, а задние шасси – по две стойки с каждой стороны и по одному колесу на каждой.
Достаточно серьезные изменения претерпел фюзеляж самолета.
Он приобрел некоторые особенности: например, стал шире и выше, чем у Ан-148, закрывается полностью герметично и все так же изготавливается полностью из металла. Композитные материалы частично применяются лишь в строении крыла, подкрылков и хвостового оперения.
Зато Ан-178 получил возможность перевозить до 99 солдат, 3 поддона (форма П-7 с грузом) или 2 стандартных морских контейнера (М-2). Серьезный шаг «Антоновцы» смогли сделать в компьютеризации системы управления. Теперь вычислительные мощности исключают некоторые ошибки в пилотировании, которые раньше приводили к авариям и катастрофам.
Кабина Ан-178 осталась прежней по размерам (относительно своего прототипа), но в ней отражены современные веяния: так, перед командиром и вторым пилотом установили дисплеи, которые заменили прежние аналоговые датчики.
Изменения также коснулись и двигателей, которых теперь стало два, вместо четырех, устанавливаемых на предшественнике Ан-12.
Но выбор оказался очевидным, потому что с двумя силовыми установками удалось существенно повысить экономичность перелета, скорость, а также показатель максимальной высоты. Турбовентиляторные двигатели Д-436-148ФМ установлены на пилонах под крылом.
Но у Ан-178 наблюдаются некоторые «детские» болезни, которые касаются плохо отлаженной авионики и неочевидных конструкторских решений. Если многие ошибки обычно исправляются в процессе эксплуатации лайнеров (Ан-178 в этом вопросе далеко не первопроходец), то в отношении проигрышной центровки самолета, вероятно, ничего изменить не получится.
А фюзеляж сконструирован таким образом, что требуется устанавливать дополнительный балласт, когда самолет вылетает без нагрузки. Для этого за кабиной пилотов размещаются 15 плит общим весом 1,32 тонны.
Летно-технические характеристики Ан-178 в сравнении с конкурентами
В момент старта работ, общие задачи для проекта выглядели следующим образом:
- «Антоновцы» должны были оставить у Ан-178 способность взлетать и садиться на аэродромы с разным покрытием, в том числе и грунтовым (как у Ан-12, которые планировалось выводить из эксплуатации);
- транспортный самолет должен был принимать на борт больше груза.
В итоге, Ан-178 по многим показателям превзошел своего предшественника. К примеру, новый транспортник получил больший запас хода (на 1000 км), стал более экономичный и может лететь на 225 км/ч быстрее на крейсерской скорости. Правда, одна из главных задач не была решена, и грузоподъемность сократилась с 21 тонны на Ан-12, до 18 тонн на Ан-178.
Конкурентами Ан-178 называют российский Ил-214 (который также пока не вошел в серию) и бразильский проект EmbraerKC-390, в производство которого включился американский гигант – концерн Boeing.
Ан-178, Украина | Ил-214, Россия | Embraer KC-390, Бразилия (США) | |
Длина, м | 32,95 | 37,7 | 33,43 |
Размах крыла, м | 28,84 | 32,35 | 33,94 |
Высота, м | 10,14 | 12,51 | 11,43 |
Двигатели | 2хТРВД по 7010 кгс Д-436-148ФМ | 2хТРВД по 14000 кгс ПС-90А-76 | 2х ТРВД по 139,5 kHIAEV2500-E5 |
Скорость, км/ч | 870 | 870 | 870 |
Дальность пустого/с максимальной нагрузкой, км | 5500/1000 | 7300/2000 | 6130/1834 |
Масса максимальная на взлете, т | 68 | 68 | 81 |
Грузоподъемность, т | 18 | 20 | 23-26 |
Потолок, км | 12 | 12 | 10,97 |
Серьезный «вклад» в два проекта (российский и украинский) внес распад Советского Союза, а потом дальнейшие сложности в отношениях новообразовавшихся стран. Возможно, по этой причине ни Ан-178, ни Ил-214, которые уже готовы к массовому запуску производства, так и не увидели свет.
К сожалению, такой, безусловно, важный фактор, но второстепенный с точки зрения конструкторов и сборщиков, послужил тому, что проект конкурентов Embraer KC-390, вероятно, начнет занимать нишу средних транспортных перевозок раньше. Бразильский самолет уже поступает в ВВС своей страны. Точно заключен контракт на поставку 26 самолетов, первые из которых начнут приниматься на вооружение уже в конце 2018 года. А Ан-178 и Ил-214, так и остаются пока собранными в количестве нескольких штук для проведения испытаний.
Достоинства и недостатки
Основным достоинством Ан-178 является то, что фактически он способен занять «нишу», образовавшуюся ввиду устаревания военно-транспортного самолета Ан12, и это позволит серьезно увеличить спрос. Так, летно-технические характеристики самолета не уступают, а наоборот, превосходят характеристики его «дальнего родственника».
Грузоподъемность Ан-178 составляет от 18 до 20 тонн, что является весьма неплохим показателем для ближнемагистрального транспортного самолета. Турбовентиляторные двигатели ТВРД Д-436-148ФМ позволяют самолету развивать хорошую крейсерскую скорость (до 825 км/ч).
Еще одной положительной стороной нового военно-транспортного самолета является усовершенствованная система управления. В Ан-178 она осуществляется за счет новейших компьютерных систем, призванных исключить любые ошибки при пилотировании.
Основным недостатком военно-транспортного самолета Ан-178 является серьезная ошибка, допущенная при его разработке, а именно: нарушенная центровка корпуса самолета. Так, эта ошибка весьма дорого стоит: без груза самолет вынужден брать на борт балласт массой 1,32 тонны в виде 15 плит, которые необходимо закреплять за кабиной пилотов.
Возможной проблемой для самолета также может быть отказ украинского руководства от российских узлов при производстве Ан-178, что может привести к замене российских деталей (на использование которых изначально и было ориентировано его производство) другими, отчего надежность и характеристики самолета могут серьезно пострадать.
Еще одним недостатком (вернее, множеством мелких недостатков) можно назвать различные «детские болезни» Ан-178 в виде мелких недочетов и неисправностей авионики и узлов самолета, которым подвержена любая модель, недавно прошедшая испытания и еще не вошедшая в серийное производство. Впрочем, остается надеяться, что все эти мелкие недочеты будут исправлены в дальнейшем.
Производство и заказы самолета Ан-178
Самолет Ан-178 планируется комплектовать всеми узлами и деталями силами исключительно украинских предприятий. На сегодняшний день полным ходом идет переориентация производства в рамках заводов страны.
Серьезным конкурентным преимуществом проекта Ан-178 называется невысокая стоимость.
Она оценивается в 40 миллионов долларов за единицу. Это сопоставимо с аналогичным российским проектом Ил-214 (35-40 млн.) и намного меньше бразильского конкурента EmbraerKC-390 (85 млн.).
Известно, что большой интерес к украинскому проекту проявила индийская сторона, которая первоначально занималась совместной разработкой российского транспортного самолета МТС Ил-214, но потом разорвала соглашения. Интерес Индии оценивается в 60 машин, но прямых контрактов пока нет.
Предварительные соглашения «Антонов» имеет с китайской стороной (с дальнейшим переориентированием сборки самолета на территорию Китая), Ираком, Саудовской Аравией и Азербайджаном. Упоминаются договоренности о производстве 36 транспортников для всех стран.