Советский легкий самолет Ан-14 «Пчелка» создавался для перевозки грузов и пассажиров. Для его взлета и посадки не требовалась специально оборудованная взлетно-посадочная полоса. Он мог приземлиться на ровную грунтовую площадку или просто на поляну. Самолет был достаточно простой в управлении, поэтому на обучение не занимало много времени.
Рассмотрим более подробно самолет Ан-14 «Пчелка», его историю создания, особенности конструкции, технические характеристики и эксплуатацию.
История создания
Ан-14 – советский легкий транспортный авиалайнер, который должен был заменить Ан-2, выполнил своей первый полет весной 1958 года. Ан-14 был способен на короткий взлет и посадку, а также был рассчитан на использование с неподготовленных грунтовых площадок.
Самолет оборудован двумя поршневыми радиальными двигателями АИ-14РФ (Ивченко). Он бы стабилен в полете. Им могли управлять летчики низкой и средней квалификации, прошедшие несколько часов обучения. В основном эксплуатировался ВВС СССР как связной самолет.
В 1965 году началось его серийное производство, которое длилось до 1972 года. Ему так и не удалось заменить Ан-2, было создано только 340 самолетов. Стоит отметить, что на базе Ан-14 был разработан Ан-28, который по сей день производится в Польше авиазаводом «ПЗЛ-Мелец». На его базе в Украине был построен Ан-38.
Последняя машина, восстановленная из музейного экспоната, совершила взлет с испытательского аэродрома авиазавода «Прогресс» 9 декабря 1999 г. Во время полета, производя уход на запасной аэродромах в тяжелых метеоусловиях, самолет задел крылом деревья и разбился. На его борту находилась элита приморской авиации.
ОКБ Антонова в начале 1950-х гг. начало проектировать самолеты короткой посадки и взлета (СКВП). Первым появился Ан-14. Таких самолетов было разработано несколько штук. Проекты самолетов «Пчелка» и СКВ по сей день остались на бумаге, хотя ЦАГИ и ВВС они были одобрены. «У каждого из самолетов собственная судьба. Одни производятся легко, имеют всеобщее одобрение, другим же удается пробиться только с большим трудом», − утверждал главный конструктор О.К. Антонов. Именно ко вторым и относится Ан-14 «Пчелка». Такое название он дал негабаритному универсальному самолету, предназначенному для сельского хозяйства.
Ни один самолет, созданный в ОКБ Антонова, не имеет столь тернистого пути, как Ан-14. Ни один его проект не претерпел столько серьезных изменений, как этот уютный маленький самолет. Среди всех конструкторов он один в течение многих лет создавал самолеты, которые не были привязаны к такому дорогостоящему и сложному сооружению, как аэродром. Велась работа под управлением А.Я. Белолипецкого в соответствии с указом Совмина СССР, начиная от 24 мая 1956 г. После того как проект «Пчелка» был завершен, новое руководство решило увеличить количество пассажирских мест до семи. Изначально были созданы 3 машины, которые имеют между собой определенные отличия.
14 марта 1958 года Ан-14 совершил свой первый полет под управлением В.Н. Изгейма, опытного летчика-испытателя. Первая машина тестировалась в заводских испытаниях. Она была оборудована прямыми стабилизаторами с прямоугольными килями и трехлопастным металлическим винтом. Вторая машина обладает двухлопастным деревянным винтом, а также стабилизатором, имеющим угол развала 9 градусов. В хвостовой части третий самолет имел большой люк, который использовался для разливки химикатов и для грузов для сельскохозяйственных работ. О.К. Антонов в виде опыта наметил на карте 68 населенных пунктов, не узнавая, есть ли на них площадки для посадки. Летчик получил задание приземляться на АН-14 в каждом населенном пункте, не дальше чем на 200-300 м от околицы. За 3 рейса ему удалось побывать во всех пунктах и выполнить свое задание.
Ан-14 был продемонстрирован Министру обороны Р.Я. Малиновскому. Впервые взглянув на машину, маршал подшутил: «Да, судя по размерам, это не «Пчелка», а настоящая пчелища. Посмотрим, как она покажет себя в деле». С группой генералов на борту самолет выполнил небольшой пробег и поднялся в воздух. После недлительного полета и доклада по Ан-14 министр сказал: «Отличный самолет, его нужно запускать в серию». Таким образом, самолет получил право на серийное производство. После переделок и всесторонних испытаний, по сравнению с первым образцом, он сильно изменился. Опытные образцы стали базой для создания другой серийной версии – Ан-14А. Помимо этого, на его базе было выпущено еще несколько опытных самолетов.
Особенности конструкции Ан-14
- Фюзеляж — полумонокок. В хвостовой части фюзеляжа расположен люк, через который производится загрузка грузов и вход в кабину. Люк представляет собой двухстворчатую дверь, открываемую наружу и размещенную в месте перехода кабинного отсека фюзеляжа в хвостовую балку. В пассажирском варианте самолета в кабине размещено шесть кресел (по два в каждом ряду) и одно пассажирское место находится рядом с летчиком, справа от него.
- Крыло — прямое, трапециевидное в плане, кессонного типа с двумя лонжеронами. Крыло размещено в верхней части фюзеляжа и укреплено к нижнему крылышку подкосами, которые одновременно служат основными стойками шасси. Механизация крыла состоит из предкрылков, двухщелевых закрылков и зависающих элеронов. По концам нижнего крылышка, к которому крепятся основные стойки, спереди размещены фары, которые вписаны в переднюю кромку.
- Хвостовое оперение — стабилизатор и кили по силовой схеме конструктивно выполнены аналогично крылу. Кили расположены перпендикулярно плоскостям стабилизатора и под углом -2 градуса к направлению полета. Руль направления и обе половины руля высоты имеют осевую аэродинамическую компенсацию. На одном из рулей направления и на одной половине руля высоты размещены триммеры.
- Шасси — неубирающееся, трехопорное с носовой стойкой. В зимнее время предусмотрена установка лыжного шасси.
- Силовая установка — два поршневых девяти-цилиндровых звездообразных двигателя воздушного охлаждения АИ-14РФ мощностью по 300 л.с. Винты трехлопастные с изменяемым в полете шагом. Двигатели закапотированы, три выхлопных патрубка, расположенных сверху крыла, вписаны в контур хвостовой части капота. Запас топлива располагается в крыльевых топливных баках.
- Управление — смешанное. Проводка управления рулями и элеронами жесткая. Педалями осуществляется управление рулями направления и передним колесом. Управление закрылками и колесными тормозами гидравлическое .
- Противообледенительная система — передние кромки крыла и оперения оборудованы тепловой воздушной противообледенительной системой. Задние кромки стабилизатора и килей имеют электрообогрев.
Технические характеристики Ан-14
Модификация | Ан-14А |
Размах крыла, м | 21.99 |
Длина самолета,м | 11.36 |
Высота самолета,м | 4.63 |
Площадь крыла,м2 | 39.72 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 2600 |
нормальная взлетная | 3450 |
максимальная взлетная | 3630 |
Внутреннее топливо, л | 383 |
Тип двигателя | 2 ПД Прогресс (Ивченко) АИ-14РФ |
Мощность, л.с. | 2 х 300 |
Максимальная скорость, км/ч | 222 |
Крейсерская скорость, км/ч | 175 |
Перегоночная дальность, км | 680 |
Практическая дальность, км | 470 |
Практический потолок, м | 5000 |
Экипаж, чел | 1 + 1 |
Полезная нагрузка: | 6-7 пассажиров или 720 кг груза |
Модификации
Название модели | Краткие характеристики, отличия. |
Ан-14 | Прототип. Отличался двигателями АИ-14 мощностью 240 л. с., прямоугольным крылом. Изготовлено 2 самолета. Первый полет 14 марта 1958 года. |
Ан-14А | Третий прототип. Отличался двигателями АИ-14РФ, V-образным стабилизатором с прямоугольными шайбами. Первый полет весной 1960 года. |
Ан-14А | Серийный. Отличался крылом трапециевидной формы увеличенного размаха, удлиненной носовой частью фюзеляжа, трехлопастными винтами. Первый полет 3 мая 1965 года. Выпускался в 1965—1970 годах. |
Ан-14Б | Доработанный (проект). Отличался улучшенной аэродинамикой, V-образным хвостовым оперением, отсутствием подкоса крыла. Разработан в 1963 году. Пассажирский вариант Ан-14А для перевозки 9-11 человек с их багажом. В этом варианте отсутствовал подкос крыла, хвостовое оперение было V-образное, шасси убирающееся. Были улучшены аэродинамические формы фюзеляжа. |
Ан-14Б | С ТВД «Астазу» французской фирмы «Турбомека» (проект). |
Ан-14В | С двумя ТВД конструкции Изотова ГТД-350 мощностью по 350 л.с. с четырехлопастными винтами диаметром 1,9 м. Все остальные параметры были как у Ан-14А. Разработан в 1962 году. Проект не был реализован. |
Ан-14Л (Ан-28 — первый с таким названием) | С ТВД «Астазу» французской фирмы «Турбомека» (проект). |
Ан-14М | Модернизированный, прототип Ан-28. Отличался двигателями ГТД-550АС (позже ТВД-850), удлиненным фюзеляжем, конструкцией крыла, дверью в левом борту, полуубирающимся шасси, формой килевых шайб. Изготовлен в одном экземпляре. Первый полет 30 апреля 1968 года. |
Ан-14Ш | Летающая лаборатория для испытаний шасси на воздушной подушке. Переоборудован из серийного Ан-14А в 1980 году. Первый полет в начале 1983 года. |
Ан-30 (первый с таким названием) | С двигателями ГТД-350 (проект). Отличался винтами, соединенными трансмиссией. Количество мест для пассажиров увеличено до 15. |
Ан-714 | С шасси на воздушной подушке (опытный). Разработан в Куйбышевском КБ шасси самолетов и вертолетов. Первый полет 20 октября 1970 года. |
«Чайка» | Сельскохозяйственный (проект). Разработан в 1963 году. |
Боевое применение Ан-14
Иногда Пчелку называют конкурентом вертолетов из-за способности самолета совершать взлет и посадку при коротком разбеге и в тех местах, где нет аэродромов.
Такие возможности машины позволяли применять ее в разных сферах воздушных перевозок:
- для доставки небольших грузов;
- почтовых перевозок;
- в качестве пассажирского воздушного транспорта;
- как санитарный транспорт;
- выполнение сельскохозяйственных работ (распыление над полями химикатов и удобрений);
- опыление садов.
Для того чтобы производить работы по опылению или распылению химикатов, удобрений в фюзеляже устанавливают бак, куда заливают необходимое вещество.
В случае, когда самолет используется, как пассажирский в салоне устанавливается шесть кресел. Для седьмого пассажира предусмотрено место рядом с пилотом. Стекла иллюминаторов специально сделаны выпуклыми, чтобы обзор был наиболее удобным. В кабине есть вся необходимая аппаратура: средства навигации, радиосвязи.
Наличие такой аппаратуры делает полет максимально безопасным. Входная дверь в Ан-14 расположена в задней части фюзеляжа, дверь открывается наружу.
Военные также активно использовали самолет данной модели. С помощью него можно проводить воздушную разведку. Использовать его как курьерский транспорт для доставки приказов, донесений и прочего. Ан-14 может осуществлять перевозку раненных и служить мобильным штабом для командования.
Самолет Ан-14 должен был прийти на смену биплану Ан-2, став основным легким транспортным самолетом. И он имел существенное преимущество перед Ан-2, заключающееся в том, что ему требовалось очень небольшое расстояние для взлета и посадки.
Однако заменой Ан-2 он так и не стал, так как теперь Пчелка музейный экспонат, но вот биплан до сих пор летает, а в таких странах как Китай ежегодно выпускают по 10 – 200 таких машин.