Транспортный самолет Ан-124 «Руслан», характеристика и особенности

Самолет Ан-124 «Руслан»

Ан-124 «Руслан» представляет собой военно-транспортный самолет. Он считался самым крупногабаритным самолетом в мире, до появления в 1988 году самолета Ан-225 «Мрия», также он был первым в грузоподъемности.

Самолет Ан-124 «Руслан» имеет уникальную конструкцию грузового отсека, надежность и высокую вместимость. Именно поэтому воздушная машина остается востребованной и на сегодняшний день.

История создания

Созданный в 1965 году первый в мире широкофюзеляжный армейский транспортный самолет Ан-22 «Антей» открыл новую страницу в соперничестве СССР и США за первенство в разработке самолетов высокой грузоподъемности.

Американским ответом стал транспортный Lockheed C-5 Galaxy, заметно превосходивший по всем характеристикам Ан-22. В 1966 году увидело свет постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о начале разработки перспективных самолетов с грузоподъемностью не менее 100-120 т.

Транспортный самолет Ан-124 «Руслан»

Для разработки новой машины первоначально предполагалось использовать фюзеляж «Антея», оснащенный стреловидным крылом и турбореактивными двигателями. Однако предполагаемые характеристики не устроили заказчика, и в середине 1968 года были готовы два новых проекта, один из которых имел обозначение Ан-124.

После детальной проработки технического задания, было решено полностью переработать концепцию и проект машины. Разработка чертежей самолета «проект 400» началась в 1976 году.

При разработке машины Ан-124 впервые использовался принцип комплексно-целевой программы, который предусматривал совместное улучшение всех компонентов, отвечающих за эффективность летательного аппарата.

Программа способствовала не только ускорению разработки самолета, но и дальнейшему развитию советской авиационной промышленности.

В результате комплексных работ удалось снизить расход топлива на 15%, а навигационную точность увеличить в 4 раза. Трудоемкость обслуживания Ан-124 сократилась в сравнении с «Антеем» в несколько раз.

Постройка первых экземпляров машины для статических тестов велась на авиационном заводе КиАПО в Киеве. Специально для сборки крупногабаритных самолетов Ан-124 «Руслан» были построены цеха с длиной пролета до 100 м. Турбовентиляторные двигатели по темпам развития отставали от самолета.

Стендовые прогоны начались за несколько месяцев до запланированного первого взлета Ан-124. Первая опытная машина была готова в конце октября 1982 года. Из-за неготовности силовой установки самолет испытывался в режиме рулежки и коротких пробежек.

Первый полет Ан-124 состоялся в конце декабря под управлением опытных испытателей В.И. Терского и А.В. Галуненко.

Машина продержалась в воздухе около часа, но во время посадки были повреждены элементы шасси из-за возникшего явления «шимми». Дальнейшие полеты выявили склонность двигателей к помпажу. Дефект преследовал Ан-124 на протяжении нескольких лет. В конце 1984 года был готов второй тестовый экземпляр самолета.

Нос самолета

Официальное представление «Руслана» состоялось весной 1985 года на ежегодном авиационном салоне, проходившем во Франции (Ле Бурже), а в конце 1986 года самолет прошел государственные испытания, в 87-м поступил в войска.

В 1992 году Ан-124 получил официальный сертификат, разрешавший эксплуатацию в качестве гражданского летательного аппарата. Производство «Русланов» велось в Киеве (построено 17 пригодных к эксплуатации машин Ан-124) и в Ульяновске (собрано 33 самолета).

За годы эксплуатации в авариях было потеряно четыре машины, в том числе разбился второй тестовый экземпляр Ан-124. Самолет упал в ходе испытательных полетов, направленных на получение сертификата гражданского авиалайнера.

Крупнейшей катастрофой с участием Ан-124 стало падение машины с бортовым номером RA-82005 на жилые кварталы в Иркутске. Причиной катастрофы, унесшей жизни 72 человек, стала перегрузка и помпаж двигателей из-за грубых нарушений норм технического обслуживания.

Особенности конструкции Ан-124

Транспортный самолет Ан-124 выполнен по классической аэродинамической схеме, это высокоплан с четырьмя двигателями. Машина оснащена многоколесным убирающимся шасси и однокилевым хвостовым оперением. В конструкции самолета широко использованы композитные материалы. Экипаж состоит из восьми человек.

Фюзеляж Ан-124 разделен на две палубы. В передней части верхней палубы находится кабина пилотов, а также помещение для сменного экипажа. В ее задней части располагается помещение для людей, которые сопровождают груз или технику. Нижнюю палубу занимает грузовая кабина, ее общий объем составляет 1,05 м3.

Вид сбоку

Грузовая кабина является герметичной, она позволяет осуществлять перевозку грузов общей массой до 120 тонн. Она оснащена различными видами погрузочного оборудования: двумя мощными кранами, лебедками и роликовой системой. Пол кабины, выполненный из титана, допускает погрузку колесной и гусеничной техники.

Ан-124 имеет два грузовых люка: задний и передний (откидывающаяся носовая часть). Это позволяет оперативно проводить загрузку и выгрузку грузов, в том числе и нестандартных.

Силовая установка самолета состоит из четырех двигателей Д-18Т, каждый из которых имеет мощность 23400 кгс. Кроме того, эти ТВД имеют сравнительно небольшой вес, невысокий уровень шума и низкий расход топлива. Ан-124 имеет дальность полета практически в два раза выше, чем Ан-22 или Ил-76, при этом «Руслан» расходует почти в три раза меньше топлива на один тонно-километр.

Кроме основной, Ан-124 имеет еще и дополнительную силовую установку, которая состоит из двух газотурбинных двигателей ТА-12.

Отдельно следует отметить уникальное многоколесное шасси самолета. В ее состав входит 24 колеса. Основные опоры шасси Ан-124 состоят из пяти независимых двухколесных стоек, а передняя опора – из двух двухколесных стоек. Поворачивая передние стойки, самолет способен развернуться на взлетно-посадочной полосе шириной в 50 метров, используя асимметрию тяги двигателей. Для демонстрации своих максимальных возможностей «Руслану» нужна бетонированная ВПП длиной более 3000 м. Однако, несмотря на свои гигантские размеры, взлет и посадка Ан-124 может осуществляться и с грунтовых ВПП.

Шасси самолета имеет систему приседания, благодаря чему можно менять угол наклона фюзеляжа, что значительно облегчается процесс выгрузки и погрузки.

В полете

Управление самолетом осуществляется с помощью системы автоматического ЭДСУ, четырехканального гидравлического комплекса и автоматизированной системы штурвального управления. В управлении Ан-124 задействовано более тридцати компьютеров.
В состав комплекса навигационно-пилотажного оборудования самолета входит навигационная РЛС, инерциальная система, пилотажно-навигационный комплекс ПНПК-124, система радиосвязи ТИП-15, навигационная аппаратура «Омега» и «Лоран».

Технические характеристики Ан-124

Модификация   Ан-124
Размах крыла, м   73.30
Длина самолета,м   69.10
Высота самолета,м   20.78
Площадь крыла,м2   628.50
Масса, кг
  пустого самолета   173000
  нормальная взлетная   392000
  максимальная взлетная   405000
Внутреннее топливо, кг   213714
Тип двигателя   4 ТРДД Прогресс (В.А.Лотарев) Д-18Т
Тяга, кН   229.47
Максимальная скорость, км/ч   865
Крейсерская скорость, км/ч   750-800
Перегоночная дальность, км   16500
Практическая дальность, км   4500
Практический потолок, м   9500
Экипаж, чел   6-7
Полезная нагрузка:   88 человек или 120 000 — 150 000 кг груза

Модификации

Название модели Краткие характеристики, отличия
«Изделие 400» Рабочий шифр самолета при проектировании и изготовлении
Ан-124 Базовая модель военно-транспортного самолета.
Ан-124-100 Коммерческий транспортный самолет, демонтирована часть военного оборудования, измененный ПНК «Купол-124», заменены связные радиостанции, приборное оборудование с градуировкой в футах и узлах.
Ан-124-100М Модификация самолета Ан-124-100 с модернизированным бортовым РЭО и уменьшенным составом экипажа (с 6 до 4 человек).
Ан-124-100М-150 Модификация самолета Ан-124-100 с модернизированным бортовым РЭО и уменьшенным составом экипажа (с 6 до 4 человек). Повышенной нагрузкой до 150 тонн и увеличенной дальностью полета, в том числе с грузом 120 т до 5400 км.
Ан-124-100-150 Модификация самолета Ан-124-100 с повышенной нагрузкой до 150 тонн и увеличенной дальностью полета, в том числе с грузом 120 т до 5400 км

Достоинства и недостатки Ан-124

Основным преимуществом «Руслана» была и остается его уникальная грузоподъемность в сочетании со способностью перевозить крупногабаритные предметы.

Есть и другие достоинства:

  1. Простота пилотирования. Для такой огромной машины это очень ценная характеристика. Летчики особо отмечают «мягкость» приземления на массивные шасси;
  2. Хорошо продуманная внутренняя компоновка, наличие удобных для погрузки и выгрузки люков;
  3. Наличие системы «подгибания» шасси;
  4. Высокий уровень надежности всех бортовых систем.

Эксплуатация самолета

Во многих случаях обеспечить скоростную доставку грузов способен только «Руслан» . Не случайно этот самолет был привлечен для выполнения заданий Организации Объединенных Наций.

Недостатков у Ан-124 два. Первый из них – высокая стоимость перевозок, по сравнению с транспортными версиями Boeing 747. Из-за этого «Русланы» применяют лишь в тех случаях, когда требуется погрузка с использованием рампы: на это «Боинги» просто неспособны. Второй недостаток – явно устаревшее оборудование пилотской кабины, не отвечающее требованиям сегодняшнего дня.

Интересные факты

Для названия летательного аппарата предлагалось несколько имен, в том числе и «Тарас Бульба». Название «Руслан» было предложено О.К. Антоновым в числе прочих, позаимствованных из греческой мифологии.

В 1985-1987 годах на машинах Ан-124 был установлен ряд мировых авиационных рекордов.

В ходе беспосадочного перелета с общей протяженностью 20151 км, проходившего вдоль границ Советского Союза, взлетный вес машины достиг 455 000 кг.

Самолет на стоянке

При создании самолета Ан-124 предполагалось размещать на борту десант, состоящий из 440 парашютистов или 880 солдат пехотных подразделений, укомплектованных полным боевым снаряжением. В ходе испытаний использовалось десантирование манекенов.

Тестовые высадки выявили ряд ограничений на высадку людей через хвостовой люк в фюзеляже. Одну из машин оснастили дополнительными дверями в бортах фюзеляжа, предназначенными для десантирования. Такая доработка была осуществлена на одном Ан-124 «Руслан», остальные самолеты дверей не имели.

Перспективы Ан-124

Выпуск самолетов Ан-124 закончился на заводе в Ульяновске в 2004 году. В Киеве сборка закончилась еще раньше. Всего заводы отгрузили заказчикам 56 машин. Часть машин, состоящих на вооружении российской армии, прошли модернизацию с заменой элементов конструкции планера и радионавигационного оборудования. Доработанные самолеты соответствуют спецификации Ан-124-100М.

Проблемой дальнейшей модернизации явились обострившиеся взаимоотношения между Россией и Украиной.

Большой самолет

КБ Антонова, располагающееся в Украине, периодически публикует материалы о планируемом запрете полетов «Русланов» за пределы России при отказе от сервисного обслуживания.

В составе российских вооруженных сил находится 24 самолета Ан-124. Еще 12 машин эксплуатируются в транспортной авиакомпании «Волга-Днепр». В Украине имеются 7 машин. По отдельным данным в Киеве и Триполи находятся по одному самолету из состава гражданского авиафлота Ливии.

По одной машине применяется в авиации Арабских Эмиратов и Азербайджана. Машина используется ООН по принципу аренды. В случае необходимости организация может привлекать для проведения грузоперевозок или спасательных операций до шести самолетов Ан-124 «Руслан».

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1311
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: