В 80-е годы прошлого века на службу в ВВС США поступил новый вертолет AH-64 «Apache» (Апач). Главная его задача – это ведение наступательных действий. Летательный аппарат стал первым боевым вертолетом, предназначенным для осуществления совместных боевых действий с наземными войсками и проведения противотанковых операций.
Американский вертолет AH-64 «Apache» (Апач) стал культовой моделью, сыграв одну из важных ролей в формировании ВВС США. Вертолет принимал участие во многих конфликтах и даже снимался в кино. На данный момент AH-64 «Apache» считается вторым по распространенности в мире (первенство сохраняется за советской машиной Ми-24).
История создания
Идея использования боевых вертолетов подтвердилась по итогам применения машин AH-1 «Кобра» во Вьетнамской войне. Было неясно, какая модель станет основой в боевых частях.
Главный претендент на это место, программа разработки вертолета AH-56 «Шайенн» была закрыта в 1972 году из-за больших затрат. Попытки заменить AH-1 на S-67 и модернизированный вариант S-61 не дали результата.
К 1972 году ВВС США анонсировали программу разработки обновленного боевого вертолета, под кодовым названием AAH (Advanced Attack Helicopter). АН-64 «Apache» (или модель 77) был создан компанией «Hughes Helicopters, Inc.» и позиционировался как вертолет для уничтожения вражеских бронированных средств в любых условиях и в любое время суток.
Свое название он получил в честь одноименного индейского племени, ранее проживавшего на территории США.
Готовый образец протестировали в сентябре 1975 года. Спустя шесть лет он получил официальное название – «Apache». Первый серийный вертолет подняли в воздух только в 1984 году, а поставки данной модели начались через год. К тому времени компания-разработчик вошла в состав корпорации Mc Donnell Douglas.
Производство данной модели продолжается до сих пор, при этом выпуск параллельно ведется компанией Boeing Integrated Defense Systems.
Особенности конструкции AH-64 «Apache»
Фюзеляж «Апач» стандартной формы (полумонокок), сделанный из алюминиевых сплавов и высокопрочных и вязких материалов. Машина построена по одновинтовой схеме с 4-х лопастным несущим и рулевым винтами. Хвостовой винт Х-образной конфигурации является менее шумным, а расположение лопастей под разными углами подавляет часть шума, производимого несущим винтом.
Имеется съемное крыло малого удлинения.
За посадку «Апач» отвечает 3-х стоечное, нескладное шасси с одним хвостовым колесом и усиленной амортизацией. Оно выдерживает нормальную посадку (со скоростью до 3,05 м/с) и экстренную (до 12,8 м/с). Допускается взлет и посадка вертолета с поверхностей с небольшим углом наклона (до 12° в продольном направлении и до 15° в поперечном).
На геликоптере «Апач» применили передовое на момент создания оборудование. Все системы наведения, отслеживания цели и оценки поля боя располагались в носовой части.
В состав оборудования вертолета AH-64входили:
- Система обнаружения и указания цели TADS.
- За обеспечение ночного видения летчиков отвечает система PNVS, представляющая собой усовершенствованную версию комплекса FLIP. В состав оборудования входит бортовая система ИК-обзора передней полусферы с 30 кратным увеличением.
- Шлемы пилотов «Апач» оснастили комплексной системой прицеливания IHADSS. Она дает возможность полноценно управлять имеющимся вооружением посредством движения головы.
В электронно-оптическую систему TADS (Target Acquisitionand Designation Sights, система ночного видения) входят:
- лазерный указатель, оснащенный системой слежения (LRF/D);
- система ИК-обзора передней полусферы;
- телевизионная система отображения, работающая в дневное время (DT).
Система PNVS давала пилоту «Апач» всю актуальную информацию, необходимую для выполнения боевых задач. Вся техника вертолета давала летчикам следующие углы обзора:
- ± 120° по азимуту.
- +30°/-60° по углу места.
За полет вертолета «Апач» отвечают два турбовальных двигателя, взлетная мощность каждого составляла 1695 л.с. Моторы AH-64 установлены в гондолах по бокам фюзеляжа. Подача топлива осуществлялась из двух защищенных баков, совокупная емкость которых равна 1157 л. Один бак установлен за сидением летника, а второй – за основным редуктором. Дополнительно на крыльевых узлах подвески вооружения можно прикрепить 4 подвесных топливных бака по 870 л.
Снизу и по бокам кабина пилотов защищена броней. Между сиденьями установлена прозрачная защитная перегородка, сделанная из кевлара и полиакрилата. Броня AH-64 обеспечивала частичную защиту от бронебойных пуль калибром до 12,7 мм и снарядов малокалиберных зенитных орудий. Дополнительную защиту несут топливные баки, а также применено дублирование гидравлических систем.
Экипаж машины «Апач» состоит из 2 человек, расположенных тандемно в кабине. Впереди установлено кресло второго летчика-оператора бортового вооружения. За ним расположено приподнятое на 483 мм рабочее место основного пилота.
Вооружение AH-64 «Апач» располагается на 4 подвесках под короткими крыльями.
Вооружение комбинировали в различных пропорциях, исходя из целей и задач операции. Здесь размещали:
- до 16 противотанковых ракет «Хеллфайр» (поражавшие точечные цели и оснащенные автономной системой наведения);
- 76 шт 70-мм ракет со складным оперением «Hydra»;
- на концах обоих крыльев можно было разместить УР «Стингер».
Кроме этого под фюзеляжем «Апач» установили одноствольную автоматическую пушку M230E1 «Chain Gun» с максимальным боекомплектом на 1 200 патронов.
Технические характеристики AH-64 «Apache»
Модель | AH-64A | AH-64С | AH-64D Longbow |
Технические характеристики | |||
Экипаж | 2 | ||
Длина, м | 17,76 | ||
Диаметр несущего винта, м | 14,63 | ||
Диаметр рулевого винта, м | 2,79 | ||
Масса нормальная взлетная, кг | 6 650 | 6 552 | 7 530 |
Масса максимальная взлетная, кг | 8 000 | 9 525 | 10 432 |
Двигатель | Т700-GE-701 | Т700-GE-701C | |
Мощность, л.с. | 2 × 1 695 (1 270) | 2 × 1 890 (1 409) | |
Летные характеристики | |||
Максимально допустимая скорость, км/ч | 365 | ||
Максимальная скорость, км/ч | 300 | 293 | 265 |
Практическая дальность, км | 690 | 482 | 407 |
Практический потолок, м | 6 100 | 6 400 | 5 915 |
Максимальная скороподъемность, м /с | 12,27 | ||
Вертикальная скороподъемность, м/с | 12,7 | 7,5 | |
Максимальная эксплуатационная перегрузка | +3,5/−1,0 g | +3,5/−0,5 g | |
Вооружение | |||
Автоматическая пушка | 30 мм (625 выстр./мин) | ||
Боекомплект | до 1 200 патр. | ||
Управляемые ракеты | 4 × 4 | ||
НАР | 4 × 19 × 70 мм Нydra |
Модификации
- YAH-64— опытный прототип. Построено 5 экземпляров для испытаний.
- AH-64A— первая серийная модификация. Построено 827 вертолетов. В 1995—2005 годах 501 вертолет был переоборудован в вариант AH-64D.
- GAH-64A— вариант AH-64A, переоборудованный в наземный тренажер. Переоборудовано 17 вертолетов.
- JAH-64A— модификация для проведения специальных летных исследований. Построено 7 машин.
- WAH-64— вариант для британской армии производства Agusta-Westland с двигателями Rolls-Royce, встроенной СПРА HIDAS. Поиск подрядчика Министерством обороны Великобритании осуществлялся на конкурсной основе с участием двух индустриальных команд, одна во главе с Agusta, другую возглавила Shorts, предпочтение было отдано первой, вторая стала ассоциированным подрядчиком по производству элементов конструкции и фюзеляжа вертолета.
- AH-64B— вариант, модернизированный с учетом боевого опыта операции «Буря в пустыне». Имел увеличенное крыло, новые средства связи и навигации, усиленную бронезащиту. Разработка прекращена в 1992 году.
- AH-64C— модернизированный AH-64A. До закрытия программы в 1993 году было модернизировано всего два вертолета.
- AH-64D Apache Longbow («длинный лук») — вторая основная модификация «Апача». Главная особенность — РЛС миллиметрового диапазона AN/APG-78 Longbow, размещенная в обтекаемом контейнере над втулкой несущего винта. Кроме того, установлены усиленные двигатели и новое бортовое оборудование. Поступил на вооружение в 1995 году, однако до 1997 года на «Апачах» этой модификации не устанавливалась надвтулочная РЛС. Планируется модернизировать в этот вариант все остающиеся AH-64A в 2008 году.
- AH-64D Apache Block III, с 2012 года AH-64E Apache Guardian («страж») — лопасти винтов выполнены из композитных материалов, двигатели T700-GE-701D (2000 л.с), более современная электронная система управления полетом, способен управлять несколькими беспилотными летательными аппаратами, скорость до 300 км/ч, дальность полета более 1,9 тыс. км. Обновления включают в себя улучшенный радар управления огнем (FCR), процессор для обнаружения целей, систему тактического управления передачей данных (TCDL), датчик метеорологических условий (IMC), пункт управления БПЛА. Усовершенствована трансмиссия. Грузоподъемность увеличена до 9000 кг.
Боевое применение AH-64 «Apache»
Разные модификации «Апач» использовались в известных военных конфликтах, например, во время боевых действий 1989 года в Панаме или при проведении операции «Буря в пустыне» в 1991 году (тогда задействовали больше 200 вертолетов AH-64).
Впервые в бою AH-64 «Апач» испытали во время вторжения американцев в Панаму в декабре 1989 года. Опыт использования был небольшим: задействовали лишь 11 геликоптеров данной модели, и несколько раз пустили (успешно) ракеты AGM-114.
Более значимую роль они сыграли во время операции «Буря в пустыне». Тогда «Апачи» сделали первые выстрелы этой войны, ударив по иранским радиолокационным станциям в Багдаде и уничтожив обе РЛС. В военных действиях с иранскими войсками АН-64 проявили себя как эффективное противотанковое средство (было уничтожено от 200 до 500 танков и иных единиц бронетехники).
Вертолеты показали себя как техника, годящаяся для поддержки наземных сил. За весь период операции потеряли всего 3 вертолета «Апач».
Боевое оснащение позволяло «Апач» успешно уничтожать танки, нанося удары с дальних дистанций.
Это не только делало вертолет недосягаемым для наземной техники, но и позволяло AH-64 уничтожать цели вдали от ближайшей зоны поражения ПВО противника (до 8 км), делая «Апач» более сложной мишенью. В результате, ПЗРК того времени («Игла», «Стингер» и «Верба») также не могли поразить вертолет и прикрыть свои танки от их огня.
Далее «Апачи» применялись в 1999 году в Югославии. «Апач» в ходе операции сил НАТО использовались в Албании и поддерживали планируемое сухопутное наступление в Косово. В реальных боевых действиях вертолеты так и не поучаствовали, лишь несколько раз были задействованы в тренировочных полетах и участвовали в защите авиабаз.
Пик использования AH-64 пришелся на 2003 год. Тогда состоялось вторжение в Ирак, где они активно использовались в бою. Здесь было испытано несколько модификаций вертолета «Апач», например, AH-64D.
Состоит ли на вооружении в настоящее время
ВС США до сих пор используют AH-64«Апач», располагая шестьюстами вертолетами. Данную модель приобрели ВС союзников Америки:
- Израиля.
- Саудовской Аравии.
- Египта.ОАЭ.
- Греции.
- Англии.
- Китая.
- Нидерландов.
- Индии.
- Южной Кореи.
- Японии и еще нескольких небольших государств.
Всего было произведено больше 2 000 вертолетов «Апач». Особенности конструкции AH-64 позволяют модернизировать его новыми, более современными боевыми системами.