Морская авиация военно-морского флота России

Морская авиация ВМФ РФ

Морская авиация является родом сил ВМФ России, предназначенный для поиска и уничтожения противника, прикрытия группировок кораблей и объектов от ударов с воздуха, а также для ведения воздушной разведки.

Рассмотрим более подробно данный род войск, история их создания, основные цели и задачи морской авиации, что входит в состав, когда проходит день морской авиации.

История создания

Подразделения морской авиации ВМФ РФ празднуют свой «День Рождения» 17 июля. Этот род войск очень специфичен, защищает рубежи сразу двух стихий – воды и неба. Историю развития морской авиации можно представить такими датами:

  • 1910 г. – летом закуплен самолет Антуанет-4 для Морского ведомства, первый полет на нем произвел лейтенант Дорожинский с аэродрома Куликово в Севастополе;
  • 1912 г. – вице-адмирал Григорович подписал в мае приказ о создании авиаотрядов на флоте, в августе спущен на воду на Васильевском острове в СПб первый гидроплан;
  • 1914 г. – Первая мировая война помешала развертыванию авиаотрядов на Тихоокеанском флоте, а существующие подразделения приказом передали службе связи;
  • 1916 г. – 17 июля четыре самолета России отразили нападение такого же количества немецких самолетов на Балтике, что принято считать Днем МА ВМФ России;
  • 1916 г. – сформирована структура подразделений – отряд из 4 – 8 самолетов, дивизион из 2 – 4 отрядов, бригада из 2 – 4 дивизионов, дивизия – минимум из 2 бригад, взаимоотношения начальников/командиров авиационных и корабельных регламентированы Положением о дивизионе КА (корабельной авиации);
  • 1916 г. – создание Ванской флотилии (оз. Ван, Турция) из двух гидросамолетов М-5 под началом мичмана Иванова для поддержки Бакинского отряда, Чудского гидроавиаотряда (оз. Чудское);
  • 1917 г. – формирование бригады особого назначения с полномочиями дивизии для поддержки флотилии Северного Ледовитого океана;
  • 1917 г. – для руководства авиацией флотов создано управление УМАиВ во главе с А. А. Тучковым;
  • 1917 г. – В. И. Ленин назначает комиссаром МА А. П. Онуфриева, затем авиация присоединяется к воздушным силам УВОФЛОТ, выходит из подчинения;
  • 1918 г. – Балтийская дивизия эвакуируется на Волгу, командование изменяет ее статус на бригаду особого назначения (три дивизиона из восьми отрядов);
  • 1918 г. Черноморская дивизия прекращает существование после потери личного состава и техники;
  • 1920 г. – подчинение морской авиации Воздушному флоту РККА, помощником по гидроавиации становится М. Ф. Погодин, затем А. П. Онуфриев.

Над кораблем

В дальнейшем с 1920 года в течение 18 лет российский Морской авиационный флот подчинялся ВВС РККА. В 30-е годы из летчиков МА сформирована Полярная авиация.

Затем Народный Комиссариат ВМФ вновь выделяет Морскую авиацию в декабре 1937 года, дальнейшее развитие этого рода войск продолжается:

  • 1937 г. – С. Ф. Жаворонков становится начальником авиации ВМФ (Маршал авиации СССР с 1944 года);
  • 1941 г. – формирование трех отрядов из гражданской авиации в конце июня для транспортных перевозок внутри флотов, придание подразделениям штурмовиков и боевых самолетов Погранвойск, относящихся к НКВД;
  • 1941 г. – создание ударной особой группы из самолетов ДБ-3Т количеством 15 штук по указу Наркома ВМФ СССР Н. Г. Кузнецова;
  • 1941 г. – осенью расформированы части и соединения, утратившие боевую технику, экипажи отправлены в тыл.

В 1942 году 1, 5 и 13 полк Балтики, 72 полк Северного флота удостоены звания Гвардейских. Чуть позже к ним добавились 2,5, 6 и 8 полки ЧФ. После придания морской авиации в следующие два года бомбардировщиков и штурмовиков Пе-2 и Ил-2 добавлены соответствующие подразделения МА ВМФ.

В 1943 году вместо плавающих лодок в разведывательных подразделениях начинают использоваться иностранные бомбардировщики и истребители Бостон, Аэрокобра Р-39, Киттихаук, Томахок и Р-40.

Морская авиация военно-морского флота

В последние годы войны на Северном флоте добавлена 14 дивизия САД, Тихоокеанском 15 и 15 САД, Черноморском 13 ПАД. После Победы штурмовые подразделения авиации ВМФ ликвидированы, зато созданы три дивизии 17, 18 САД на Тихоокеанском флоте, 19 МТАД ГК ВМФ. С учетом эффективности боевых действий во время ВОВ дальше развитие морской авиации происходило следующим образом:

  • 1946 г. – упразднение ГК ВМФ, подчинение министру ВС, переименование в ВВС ВМФ в Авиацию ВМС, переход на штат мирного времени;
  • 1946 г. – расформирование всех летных частей из-за списания летающих лодок МБР-2;
  • 1947 год – деление ТФ на 5 и 7 Тихоокеанские флоты, БФ на 4 и 8 Балтийские флоты.

До 1950 года сокращено 3 дивизии, флотилии утратили базы, оборонительные районы и саму авиацию. Со следующего года летчики истребителей начали переподготовку на самолетах реактивного типа МиГ-15 и МиГ-17. Реформа 1951 года перевооружила части торпедоносцами взамен минно-торпедных самолетов.

В 1953 году Тихоокеанский флот вновь стал единым, а в 1956 году это произошло и Балтийским флотом.

В 1953 году Авиация флотов вновь была переименована в ВВС ТОФ, СФ, БФ и ЧФ, соответственно. В это же время на вооружение поступили вертолеты:

  • Ка-15 базировались на кораблях;
  • Ми-4 формировались в отдельные эскадрильи на суше.

Вертолет в небе

Позже в 1958 году их переформировали в полки ОАПВ. Часть истребительной авиации переподчинялась войскам ПВО, для командиров которых летчики в тельняшках становились головной болью. Совершенно новое подразделение – Морская ракетоносная авиация МРА – возникло в 1961 году. По мере возникновения новых боевых машин ими комплектовались подразделения морской авиации флотов:

  • 1962 г. – разведчик сверхзвуковой Ту-22Р;
  • 1963 г. – модификация разведывательного самолета Ту-95РЦ;
  • 1965 г. – амфибийный самолет Бе-12;
  • 1967 г. – противолодочный самолет Ил-38;
  • 1969 г. – Ту-142 (комплекс дальнего действия);
  • 1972 г. – вертолет Ка-27 для дальнего патрулирования с берега и борта судна.

В 70-е годы произошло освоение морской авиацией дальних аэродромов за пределами СССР:

  • Тихий океан – Вьетнам;
  • Атлантический океан – Ангола, Гвинея и Куба;
  • Индийский океан – Йемен, Сомали, Эфиопия;
  • Средиземное море – Сирия и Египет.

С 1974 года ракетоносец с изменяемой геометрией крыла Ту-22М2 поступил в МРА Балтики и Черноморского флота.

Через шесть лет он стал штатной единицей вооружения ТОФ. Авианесущие крейсеры ТАВКР, пригодные для самолетов вертикального взлета Як-38, были спущены на воду в середине 70 годов. Для СФ был построен крейсер ТАВКР Киев, для Тихоокеанского флота Новороссийск и Минск.

Самолет на посадке

В 1975 году созданы штурмовые береговые подразделения с самолетами Су-17М. В 1979 году под нужды экранопланов типа Орленок МДЭ была создана 11 авиагруппа ВМФ, подчинявшаяся напрямую Москве.

В 1980 году АВМФ в очередной раз переименованы в ВВС ВМФ. Единственный на сегодняшний день авианесущий тяжелый крейсер Адмирал Кузнецов введен в строй в 1991 году.

Основные задачи

Морская авиация — род сил Военно-морского флота, предназначенный для поиска и уничтожения боевых сил флота противника, десантных отрядов, конвоев и одиночных кораблей (судов) в море и на базах; прикрытия группировок кораблей и объектов флота от ударов противника с воздуха; уничтожения самолетов, вертолетов и крылатых ракет; ведения воздушной разведки; наведения на корабельные силы противника своих ударных сил и выдачи им целеуказания.

Привлекается также к минным постановкам, противоминным действиям, радиоэлектронной борьбе (РЭБ), воздушным перевозкам и десантированию, поисково-спасательным работам на море. Основу морской авиации составляют самолеты (вертолеты) различного назначения. Поставленные задачи выполняет самостоятельно и во взаимодействии с другими родами сил флота, а также с соединениями (частями) других видов Вооруженных Сил.

Функционально морская авиация подразделяется на рода авиации: морскую ракетоносную; противолодочную; истребительную; разведывательного и вспомогательного назначения (дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, РЭБ, противоминную, обеспечения управления и связи, заправки летательных аппаратов топливом в воздухе, поисково-спасательную, транспортную, санитарную).

Самолет в небе

Морская авиация базируется на аэродромах и авианесущих кораблях. По месту базирования подразделяется на палубную авиацию и авиацию берегового базирования.

На современном этапе развитие морской авиации идет в направлении совершенствования всех типов летательных аппаратов, увеличения их скорости, дальности и продолжительности полета, оснащения высокоточным управляемым оружием, широкого внедрения электронно-вычислительной техники, систем и методов управления, средств автоматизации сбора, обработки информации и выдачи целеуказания для поражения любых целей с высокой точностью, создания средств поиска и поражения надводных и подводных целей на новых физических принципах, повышения их незаметности и боевой устойчивости.

Вооружение и техника

Включает самолеты и вертолеты различного назначения.

Морская авиация подразделяется на авиацию палубную и берегового базирования. До 2011 г. в состав морской авиации ВМФ России входили: ракетоносная, штурмовая, истребительная, противолодочная, поисково-спасательная, транспортная и специальная авиация.

После военной реформы 2011 г. состояние и перспективы морской авиации туманны. По имеющейся информации, в настоящее время ее организационная структура включает 7 авиабаз и 279-й корабельный авиаполк, приписанный к ТАКР «Адмирал Кузнецов».

Летательный аппарат

В составе морской авиации остается около 300 летательных аппаратов. Из них:

  • 24 Су-24М/МР,
  • 21 Су-33 (в летном состоянии не более 12),
  • 16 Ту-142 (в летном состоянии не более 10),
  • 4 Су-25 УТГ(279-й корабельный авиаполк),
  • 16 Ил-38 (в летном состоянии не более 10),
  • 7 Бе-12 (в основном на ЧФ, будут списаны в ближайшее время),
  • 95 Ка-27 (исправны не более 70),
  • 10 Ка-29 (приписаны к морпехам),
  • 16 Ми-8,
  • 11 Ан-12 (несколько в разведвариантах и РЭБ),
  • 47 Ан-24 и Ан-26,
  • 8 Ан-72,
  • 5 Ту-134,
  • 2 Ту-154,
  • 2 Ил-18,
  • 1 Ил-22,
  • 1 Ил-20,
  • 4 Ту-134УБЛ.

Из них технически исправными, способными выполнять боевые задачи в полном объеме, являются не более 43% от общей численности.

До реформы в составе авиации ВМФ имелись два истребительных полка, 698-й ОГИАП с истребителями Су-27 и 865-й ИАП с истребителями МиГ-31. В настоящее время они переданы в состав ВВС.

Ликвидированы штурмовая и морская ракетоносная авиация (Ту-22М3). Последнее выглядит более чем странно, учитывая, что МРА длительное время считалась одним из основных  и наиболее эффективных средств борьбы с АУГ  вероятного противника у наших морских границ. В 2011 г. все бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3 морской ракетоносной авиации в составе трех эскадрилий в спешном порядке переданы Дальней авиации ВВС. Таким образом, все ракетоносцы Ту-22М3 теперь сосредоточены в ВВС, а ВМФ лишился важной части своего боевого потенциала.

Корабль и вертолет в море

По-видимому, такое решение было продиктовано не столько военными соображения, сколько реалиями сегодняшнего дня. Из-за длительного катастрофического недофинансирования боевая подготовка пилотов морской авиации проводилась на более чем скромном уровне, боеготовой могла считаться лишь одна 1/3 экипажей; самолеты Ту-22М3 долгое время не модернизировались. Фактически в 1990-х – начале 2000-х в морской авиации летать умели лишь те, кто научился этому еще в советское время. В то же время боеспособность Дальней авиации в современной России продолжает хоть как-то поддерживаться. Ракетоносцы были переданы туда, где их пока еще в состоянии обслуживать и могут на них летать. К тому же сбор всех самолетов Ту-22М3 в одной структуре, по идее, должен удешевить их обслуживание. В настоящее время из имеющихся у России 150 самолетов этого типа боеспособны всего 40. Сообщается, что тридцать Ту-22М3 пройдут глубокую модернизацию с заменой всей электроники и получат на вооружение новую высокоточную ракету Х-32.

Остальные Ту-22М3 по разным причинам находятся в нелетном состоянии и стоят «на консервации». Судя по фото, состояние этих далеко еще не старых машин не очень хорошее. Если говорить о выполнении такой задачи, как уничтожение хотя бы одного авианосца типа «Нимитц», то для этого потребуется не менее 30 Ту-22М3, то есть практически все имеющиеся в наличии боеспособные машины. Если разделить 40 ракетоносцев между двумя структурами, то окажется, что борьба с АУГ не под силу ракетоносным частям ни одной из них.

В целом, после реформы морская авиация оказалась лишена большей части своей ударной мощи, и в настоящее время концентрируется на задачах противолодочной обороны (ПЛО), патрулирования и поисково-спасательных операциях, при этом сохраняя в своей структуре единственный полк истребителей корабельного базирования и ограниченные возможности по выполнению ударных задач с сухопутных аэродромов.

На стоянке

Патрулирование, которое выполняется самолетами Ил-38 и Ту-142М3/МК в Тихоокеанском регионе и Арктике, является демонстрацией военного присутствия и имеет важное политическое значение. В связи с серьезными политическими и экономическими интересами России в Арктике патрульные самолеты морской авиации проводят наблюдение за ледовой обстановкой и перемещениями иностранных судов в этом регионе.

Еще одна важная функция морской авиации – противолодочная. Она также осуществляется самолетами Ил-38 и Ту-142М3/МК. Противолодочная функция в мирное время включает «наступательное» и «оборонительное» боевое патрулирование. К первому относится слежение за зонами возможного нахождения ПЛАРБ вероятного противника, в первую очередь американских подводных лодок. Во втором случае российская противолодочная авиация прикрывает зоны вероятного патрулирования своих стратегических ракетоносцев, наблюдая за активностью вражеских подводных лодок, которые могут представлять угрозу российским ПЛАРБ при ведении ими боевого дежурства.

На вооружении ВМФ России также имеются специализированные противолодочные вертолеты Ка-27ПЛ. Это надежные машины, имеющие еще значительный ресурс, также как и вертолеты поисково-спасательной версии Ка-27ПС. На ЧФ имеется 8 вертолетов Ми-8, оснащенных аппаратурой РЭБ.

Ударная авиация берегового базирования ВМФ России представлена единственной 43-й морской штурмовой эскадрильей Черноморского флота в составе 18 фронтовых бомбардировщиков Су-24 и 4 разведчиков Су-24МР. Она базируется  в Крыму на аэродроме Гвардейское. Эскадрилья не была передана в состав ВВС, поскольку это невозможно сделать без международных осложнений.

Также оснащенный Су-24 4-й Отдельный морской штурмовой авиаполк (ОМШАП), дислоцирующийся в Черняховске (Калининградская область), в 2009 г. стал 7052-й авиационной базой, но был передан ВВС в марте 2011 г.

Транспортная авиация ВМФ имеет в своем распоряжении самолеты Ан-12, Ан-24 и один самолет укороченного взлета и посадки Ан-72.

На Черноморском флоте имеется три-четыре турбовинтовых амфибии Бе-12ПС, которые в основном применяются для поисково-спасательных и патрульных операций. Эти машины значительно устарели и выработали свой ресурс.

Моральное и физическое устаревание летного парка является серьезной проблемой авиации ВМФ России. Пока что она решается лишь частично. Так, будут закуплены новые вертолеты Ка-52К для приобретенных УДК «Мистраль», вертолеты ДРЛО Ка-31 и палубные истребители МиГ-29К для ТАКР «Кузнецов». Также проводится модернизация истребителей Су-33.

На борту корабля

Подготовку пилотов морской авиации ВМФ России ведет 859-й Учебный Центр Морской Авиации в Ейске на Азовском море. Он осуществляет как переучивание пилотов на новые типы самолетов, так и подготовку наземного персонала.

Для подготовки летчиков палубной авиации ВМФ России используется единственный в своем роде полигон НИТКА, расположенный в Крыму и принадлежащий ВМС Украины. В 2008-2010 гг. из-за международных осложнений, вызванных «Пятидневной войной» с Грузией россияне были лишены возможности проводить тренировки на комплексе. Соответственно в течение трех лет обучение молодых летчиков 279-го корабельного авиаполка было сильно затруднено, так как к полетам с палубы ТАКР «Кузнецов» летчики допускаются только после успешного обучения на НИТКЕ. В 2013 г. Россия отказалась от использования украинской НИТКИ, так как активно строит свою, более совершенную НИТКУ в Ейске. В июле 2013 г. на ней были успешно проведены первые испытательные полеты самолетов Су-25УТГ и МиГ-29КУБ.

Опознавательные знаки

В настоящее время авиация ВМФ РФ носит трехцветные звезды – красная обведена жирным синим и тонкой красной линией – и госномером типа FR-00000. Надпись может иметь вид МА ВМФ России» либо «ВМФ России». В планах командования восстановление звезд образца СССР без окантовки синим цветом.

День Морской авиации Военно-морского флота России

17 июля свой профессиональный праздник отмечает Морская авиация Военно-морского флота России.

День Морской авиации

Праздник был учрежден в 1996 году – в 80-ю годовщину первой воздушной победы российской морской авиации.

Впрочем, к моменту первого боя и первой победы морская авиация успела пройти определенный путь и стать достаточно серьезной силой.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1311
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: