Считается, что большинство видов боевых искусство пришло к нам из Юго-Восточной Азии. Мы знаем, что существует несколько десятков школ, передающих тайну учений из поколения в поколение. Такие учения больше выступают философией жизни, нежели боевым искусством. Всегда удивляла способность великих мастеров вооружить себя подручными предметами. Мы видим, как в фильмах главный герой, словно жонглируют попавшимися под руку палками, мечами, ножами. Тем не менее, простейшее оружие, действительно зачастую появлялось случайно, из предмета домашнего обихода, сельскохозяйственного инструмента, предмета мебели.
Родом с острова Окинава популярное на сегодня оружие — Тонфа (туй-фа, тонгва, тон-фа). Считается, что ее не придумывали в качестве оружия. Это была изначально рукоять небольшой рисовой мельницы. В боевых искусствах часто используется парно. Демократизаторы (так в шутку называли милицейские дубинки) являются практической копией тонфы, только та дубинка, о которой изначально шла речь, была выполнена из дерева.
Время было не властно над тонфой и за пятьсот лет своего существования она практически внешне не изменилась. Несмотря на наличие разных материалов, само оружие, как представляло собой костыль, так и осталось представлять.
Тонфа – оружие ударно-раздробляющего действия, состоящее из палки и перпендикулярной ручки.
История возникновения
Тонфа может похвастать достаточно самобытной историей, которая весьма схожа с историей создания нунчак. Поначалу никто даже не подозревал, что обычный сельскохозяйственный инструмент будет хоть как-то задействован в боевых искусствах. В средние века крестьянам часто приходилось обороняться. Самый незащищенный класс брал на вооружение все, что попадало под руку. Среди таких вещей оказалась ручка от мельницы – тонфа. Позднее родилось целое учение боевого искусства – кабудо, в котором такая незамысловатая ручка выступала в качестве оружия для самообороны.
Спустя непродолжительное время известность тонфы вышла за пределы острова Окинава. Совсем скоро на территории всей Японии стали известны такие термины, как каратэ, нунчаки, кабудо и тонфа. Простота орудия обманчива. Несмотря на тривиальное устройство, туй-фа может служить универсальным орудием наступательно-оборонительного назначения.
Появление тонфы, как оружия, приходится на пятнадцатое столетие. Строгих чертежей, как и габаритов для изготовлении ручки не было. Габариты диктовались размерами руки бойца. Некоторые историки считают, что палка изначально появилась в Китае, а уже потом на острове Окинава. Прототипом ее являлась не ручка мельницы, а костыль Ли Тегуай или «костыль хромого Ли». Стражи порядка в Японии ходили с самурайскими мечами.
В России полицейские тоже были вооружены саблями, а полицейские дубинки в полиции появились лишь в 1881 году. В середине 20 века американцы запатентовали резиновую дубинку Prosecutor PR-24, являющуюся копией тонфы, только сделана она была из каучука и эпоксидной смолы с добавлением поликарбонатов алюминия. Сам Лон Андерсон, человек, запатентовавший полицейскую дубинку, утверждал, что никакой схожести с японской тонфой она не имеет. Это была всего лишь отломанная ножка стула с поперечиной. Но так как на 70-е годы 20 века приходится пик популярности восточных единоборств и оружия из Южной Азии, то сомневаться не приходится, откуда растут корни.
Дубинка Prosecutor PR-24 изготавливалась по строгим стандартам. Они имела диаметр 3 см и была длиной 60 см. Ее масса варьировалась от 600 до 800 г, так как орудие изготавливалось из различных материалов. На вооружение в американскую армию и полицию дубинки поступили в 1974 году.
Полицейские воодушевленно отнеслись к новому виду вооружения, ведь можно было контролировать ситуацию на улицах, не применяя огнестрельного оружия. Умелые действия с тонфой позволяли не просто бить преступника, а провести его захват, болевой прием или эффективно обороняться.
Резюмируя вышесказанное, можно утверждать, что неказистое с первого взгляда оружие имеет скрытые возможности. Новый виток популярности тонфы пошел из америки. В настоящее время и российские полицейские оснащены подобным вооружением. Наши версии – ПР-90 и ПР-90-М позволяют устанавливать дополнительно аэрозольный баллончик «Черемуха-10».
Техника обращения с оружием
Тонфа позволяет бойцу во время поединка демонстрировать целую серию ударов, блоков и захватов. Обычный хват производится за поперечную ручку таким образом, что длинный конец тонфы идет вдоль предплечья, а ее короткий конец выходит из-за кулака и выступает вперед. Длинным концом палки боец может ставить блоки практически на любые удары противника. Палка защищает предплечье даже от ударов холодным оружием. Тем же предплечьем, усиленным дубинкой, наносятся толчковые и маховые удары.
Маховые удары можно наносить и короткой частью тонфы, причем они будут не менее эффективными. В различных боевых искусствах дубинку применяют парно. Их вращают относительно оси, проходящей через рукоять, обеспечивая проведение серий хлестких или тычковых ударов. Техника работы с дубинкой была разработана специально для полицейских. Большая часть теоретического материала содержала представления о зонах человеческого тела, на которые необходимо воздействовать. Например, удары по конечностям обездвиживают подозреваемого, не травмируя его. А такие зоны, как грудь и спина, являются центральными. На них воздействовать можно только в самых экстренных случаях.
Сегодня известно несколько современных учений, где подробно рассматривается техника владения тонфой. Причем эти учения могут кардинально отличаться друг от друга. Так, можно выделить японскую технику, она ближе к той, что изучалась на Окинаве. В японской технике отрабатываются ката и боец, продвигаясь по лестнице мастерства, получает цветные пояса. Европейские же школы ориентируются на практическую составляющую оружия.
Хваты и удары
Если дубинку условно разделить на три части, то она будет состоять из рукояти поперечной, рукояти продольной и ударной части. Рукоять поперечная делит основную палку на две части. Большая из них называется ударной частью.
Для тонфы определены четыре основных хвата:
- Хват за продольную рукоять. Это классическое удержание палки в руке.
- Хват за ударную часть.
- Хват за поперечную рукоять продольной рукоятью вперед.
- Хват за поперечную рукоять ударной частью вперед.
При классическом удержании дубинки поперечная рукоять совершенно не нужна. Такой хват применяют к палкам, у которых нет ни гарды, ни поперечины. Удары наносятся наотмашь, подобно тому, как мы все в детстве рубили крапиву палками. Для постановки блока хват не меняется, то есть, дубинка в руке при блоке остается в том же положении, что и при ударе. Упражнения с этим хватом напоминают фехтование.
Хват за ударную часть применяют очень редко. Боец должен избегать близкого контакта, так как блок поставить при таком хвате практически невозможно. Зато удары, нанесенные торцом боковой рукояти, могут быть очень болезненными. Из такого хвата можно зацепить убегающего человека за торчащие элементы одежды (за лямку, за воротник). Не стоит забывать и про промышленное действие дубинки. Хватом за ударную часть можно забить гвоздь, расколоть тело, выбить стекло.
Стандартным хватом считается прямой хват за поперечину, когда ударная часть тонфы является как бы продолжением руки, а продольная рукоять смотрит вперед и выступает из-за запястья. При таком хвате можно совершить следующие приемы:
- Поставить блок;
- Сделать тычок костылем (для этого необходимо нанести рукой обычный удар);
- Нанести хлесткий удар боковой частью ладони, усиленной палкой.
Обратный хват за боковую рукоять, когда ударная часть дубинки направлена вперед, используется для нанесения тычковых ударов на больших расстояниях. При этом эффективность махового удара снижается.
Боевой костыль обладает средней степенью летальности. Если гарантировано убить человека нельзя, то нанести ему тяжкий вред вполне реально. Основными травмами от применения тонфы считаются такие, как выбитые зубы, ссадины, переломы конечностей. В РФ по закону тонфа относится к спецсредствам, но не к оружию. Это означает, что ее применение не запрещено, но сопряжено с рядом определенных ограничений, то есть если человек, в бою будет использовать дубинку, то этот факт можно рассматривать, как применение спецсредства с вытекающими последствиями. Однако использование несертифицированных дубинок и самоделок чревато тем, что человеку «пришьют» использование холодного оружия.
Тонфу любят использовать на тренировках по боевым искусствам. Оказывается, что при отработке приемов задействуются комплексно такие группы мышц, как мышцы предплечья, бицепсы, косые мышцы живота, трицепсы, икроножные мышцы, пресс, трапецевидные мышцы, голеностоп.
Тонфа в полиции
Резиновая дубинка – самый узнаваемый атрибут современного полицейского, независимо от государственной принадлежности. В Англии полицию вооружили деревянными дубинками в XIX веке. В России полицейские чины ходили с саблями, лишь только низшее «сословие» пользовалось не саблями, а дубинками. В Японии полицейские обзавелись дубинками сразу после Первой мировой войны. Со временем именно японские полицейские вносили коррективы и новые приемы в технику владения тонфой. Создавались специальные методички для хранителей правопорядка. До этого времени полиция была вооружена мечами. Стоит ли говорить, что полицейский не всегда имел право применить столь грозное оружие?
Американцы запатентовали резиновую дубинку, которую мы часто видим в кино, на примере тех же полицейских. Но если быть справедливым, то ничего нового в этой конструкции не было, так как палка и по форме, и по назначению, давно была уже известна. Тонфа ПР-73 в России встречается не только у полицейских. Так как она официально не считается оружием, то ею свободно пользуются сотрудники частных охранных предприятий (не путать с дубинкой телескопической).
Можно сказать, что в настоящее время тонфа не представляет интереса для коллекционеров старых видов вооружения, так как в современной интерпретации встречается в реальной жизни. Приобрести дубинку не составит труда, однако простому обывателю рекомендуется позаботиться о том, чтобы оружие имело необходимый сертификат.