Легендарный инженер-оружейник Джон Браунинг занялся разработкой самозарядного ружья для охоты в далеком 1898 году, а вскоре уже собрал свой первый опытный образец и проверил его на практике. В то время охотники использовали классические одноствольные или двуствольные ружья, а магазинные дробовики с быстрой ручной перезарядкой только появлялись.
Разработанная инженером самозарядка Browning Auto 5 стало первым самозарядным ружьем в мире, которое выпускалось серийным производством.
Браунинг Авто 5 – это икона многих поколений охотников во всем мире, известное на весь мир первое серийное самозарядное оружие охотника. Browning Auto 5 разработано Браунингом в 1898 г., запатентовано в 1900 году, и без изменений выпускалось сотню лет, и по этой причине занесено в книгу рекордов Гиннеса. Ружье приобрело популярность благодаря большой емкости магазина, автоматической перезарядке, великолепному качеству изготовления и надежной работе автоматики.
Browning Auto 5 за сотню лет выпущенное огромным тиражом около 3 миллионов экземпляров. Ружье, выпускаемое оружейными фабриками Бельгии, США, Италии и даже Японии, послужило основой для многочисленных подражаний в различных странах.
Разработка и создание
При разработке появилось сразу несколько версий самозарядного ружья, где для перезарядки использовалась энергия отдачи ствола. Патроны использовались с бездымным порохом. Для дальнейшей разработки был выбран самый перспективный последний вариант. Он отличался от предшественников высокими характеристиками и более удачной конструкцией. Именно ее было решено доводить до серийного производства. После недолгого совершенствования проект самозарядного ружья был завершен и предложен потенциальному производителю. Кроме того, конструктор подал ряд заявок на регистрацию изобретений и получил четыре патента.
Немного позже, после начала серийного производства, новое ружье получило условное обозначение Browning Auto-5. В этом названии отражалась возможность автоматической перезарядки, а цифра обозначала готовый к применению боекомплект в виде четырех патронов в магазине и одного в патроннике.
Изначально Browning Auto 5 планировался к продаже в виде разработок компании Winchester, успевшей к тому времени приобрести 44 оружейных системы, созданных Браунингом. Но дирекцией завода в лице Беннета был сделан отказ, причиной которого явились слабые перспективы этого оружия. Дала отрицательный ответ и вторая компания Remington Arms Co. Известный конструктор обратился в бельгийскую фирму Fabrique National, где ранее уже был налажен выпуск его пистолетов. Новая разработка была воспринята с позитивом, и Брауниг сделал заказ на первую партию огнестрельного оружия в количестве десяти тысяч стволов для последующей их реализации в Америке.
Самый первый экземпляр этой модели оружия с заводским номером 1 был отправлен Джону Мозесу Браунингу 17 сентября 1903 года.
Все ружья были распроданы в течение одного года. Вскоре конструктор попросил Fabrique National частично передать право выпуска и продажи нового ружья фирме Remington Arms, которая сразу наладила производство ружей Remington Model 11, практически не отличавшихся от бельгийской версии.
Ружье Браунинг оказалось наиболее успешным и массовым не только для своего времени, но и на протяжении двадцатого столетия. Во время Второй Мировой Войны ружье прекрасно зарекомендовало себя в боях.
Применение
Основными эксплуатантами новых ружей стали охотники и стрелки-спортсмены. Возможность производства нескольких выстрелов без необходимости постоянной ручной перезарядки стала заметным преимуществом перед другими ружьями аналогичного класса. Подобные преимущества нередко становились решающим фактором при покупке, способным нивелировать заметную разницу в цене.
Кроме того, самозарядные ружья привлекли внимание нескольких армий. К примеру, в межвоенный период значительное количество ружей Авто-5 бельгийского производства было приобретено армией Великобритании. Проанализировав опыт Первой мировой войны, в которой некоторыми армиями применялись окопные метлы, такие, как дробовик Winchester M1897, британские военные решили усилить пехотные подразделения самозарядными ружьями.
В британской армии ружья Browning Auto-5 получили обозначение L23A1. В ходе Второй мировой войны это оружие активно использовалось в различных операциях, в первую очередь при борьбе с японскими войсками в Юго-Восточной Азии. Ружья оставались на вооружении и после Второй мировой.
Интересен способ применения ружей Дж.М. Браунинга, использовавшийся в военной авиации США. Ружья монтировались на специальных станках, имитирующих пулеметные установки бомбардировщиков, что позволяло проводить начальную подготовку стрелков.
Такой подход позволял отработать наводку оружия со значительной экономией боеприпасов. Некоторое количество ружей Auto-5 также в течение длительного времени применялось в пехоте.
Общее описание Browning Auto 5
Использование Браунингом нового принципа работы автоматики — отдача ствола при длинном его ходе, определило характерные особенности новинки:
- запирание канала ствола качающейся личинкой (упором);
- совмещение в одном механизме функций подавателя и задержки затвора;
- управление работой останова патронов подвижным стволом;
- ударный спуск затвора с затворной задержки при помощи закраины гильзы очередного патрона;
- работа УСМ без принудительного разобщения курка и шептала;
- регулирование скорости отката подвижных частей фрикционным тормозом откатно-накатного устройства в зависимости от мощности используемого патрона и температуры окружающего воздуха;
- экстракция гильзы при возврате ствола в переднее положение, когда давление пороховых газов в стволе падает до атмосферного;
- ручное отключение магазина.
Новые гладкоствольные самозарядные ружья Browning были разработаны с учетом опыта создания прочих систем, имеющих ручной вариант перезарядки. К примеру, компоновка общего вида была взята от других образцов. На передней части коробки крепится магазин с расположенным на нем цевьем и ствол. К задней ее части присоединен приклад нужной формы. Такая ружейная архитектура создала в последующем возможности для выполнения определенных модернизаций в отношении эргономики системы, не вносящих существенных изменений во внутреннюю механику.
В первом проекте гладкоствольного оружия конструктор Джон Мозес Браунинг предполагал оснащение ружья фурнитурой из древесины. Использовались подствольное цевье и приклад, имеющий выступ в форме пистолетной рукоятки. В прикладной шейке планировалось устройство небольшого по диаметру канала, проходящего глубоко внутрь детали. Именно здесь должен был находиться кожух с расположенной в нем затворной пружиной, отвечающей за возврат.
Базовая версия Браунинга Авто 5 оснащалась стволом 12 калибра и могла работать с соответствующими зарядами для гладкоствольных ружей. В последующем стали создаваться варианты ружей, к которым подходили другие патроны 16 и 20 калибра. Создание таких моделей стало возможно благодаря удачной автоматике, способной адаптироваться к стрельбе боеприпасами, отличающимися различными характеристиками.
Принцип работы и особенности конструкции
Гладкоствольное самозарядное ружье Browning Auto-5 использует для работы автоматики энергию отдачи ствола при его длинном ходе. После выстрела ствол, жестко сцепленный с затвором, откатываются назад на полную длину хода, затем затвор останавливается в заднем положении, расположенная в нем запирающая личинка освобождает ствол, и тот под воздействием своей возвратной пружины, расположенной под стволом. вокруг трубки магазина, начинает движение вперед.
Стреляная гильза остается на зеркале затвора и после того, как ствол уйдет вперед на достаточное расстояние она выбрасывается наружу через окно в ствольной коробке.
После прихода ствола в переднее положение он освобождает затвор при помощи специального рычага. Под действием расположенной в шейке ложи возвратной пружины затвор начинает движение вперед, подхватывая с подавателя очередной патрон и досылая его в ствол. В конце наката затвора расположенная в нем запирающая личинка качается вверх, жестко запирая патрон в стволе.
В конструкции ружья Browning Auto-5 предусмотрена система торможения ствола, обеспечивающая более или менее стабильную скорость отката подвижной системы для достаточно широкого диапазона зарядов и снарядов патронов. Эта система состоит из нескольких фрикционных колец, расположенных между охватывающим трубку подствольного магазина направляющим кольцом ствола и возвратной пружиной ствола.
Чем выше энергия отдачи патрона, тем сильнее фрикционное кольцо сжимается находящим на его конусную часть снаружи регулировочным кольцом, увеличивая тем самым трение между кольцом и магазином, а значит и вводя дополнительную силу, тормозящую откат.
В ружье Браунинг, предназначенном под патроны Магнум, установлено два фрикционных кольца. Если стрельба ведется обычными зарядами, одно из них рекомендуется снимать. Данная система критично относится к смазке наружной поверхности магазинной трубки, но если организовать должный уход и выполнять необходимую регулировку, то ружье будет работать надежно.
УСМ Браунинга курковый, предохранительная кнопка расположена в основании спуска. Подача патронов выполняется из трубчатого магазина, емкость которого равна 4 зарядам, а пятый подается сразу в ствол.
Ружья Браунинг, изготовленные в Бельгии, на ствольной коробке слева имеют специальный рычаг, с помощью которого отсекается магазин, чтобы приостановить подачу боеприпасов на подавательный лоток. Такая особенность создает возможность оперативной замены патрона на другой, более необходимый заряд. В ружьях фирмы Ремингтон такой особенности не предусматривалось.
Как известно из истории концернов, при создании Браунинга Авто 5 в качестве дополнительного оснащения могли использовать стволы с прицельными планками или без них, устанавливать фиксированные или сменные дульные чоки разной длины. Ложа из древесины тоже могла иметь отличия по качеству изготовления и отделки, по форменным особенностям шейки.
Технические характеристики Браунинг Авто 5
Тактико-технические характеристики самозарядки Браунинга:
- Калибр 12, 16, 20 мм.
- Длина ружья 1160 или 1310 мм в зависимости от модели.
- Длина ствола 660, 710, 760 мм в зависимости от модели.
- Вес без боеприпасов 2,9 — 4 кг в зависимости от модели.
- Количество зарядов 2-8.
- Тип ружья – самозарядное.
- Прицел открытый механический, мушка над дулом.
Технологии
Как утверждают специалисты, ружье Браунинг до такой степени надежно, что ему смело можно давать гарантию на сто тысяч выстрелов или пятилетнюю эксплуатацию. Ружье работает безотказно механизм после стрельбы остается практически чистым, потому что основная масса газов выходит через ствол, минуя механику.
Для самозарядных ружей десятилетиями популярной считалась технология Speed Loading. Механизм зарядки первый патрон досылает сразу в патронник. Разряжается Браунинг благодаря технологии Speed Unload, позволяющей быстро достать из магазина все патроны, не используя для этого затворную ручку.
Система Total Barrel Dynamics представлена совокупностью особых характеристик, позволяющих ружью Браунинг превосходить прочие аналоги по длительности эксплуатации и точности боя. Первая из таких составляющих – ствол из высококачественной стали, абсолютно невосприимчивый к дроби. Далее идет сочетание технологий обратной расточки Back-bored и удлиненного конуса патронника Vector Pro. Данная комбинация минимизирует силу трения и давление на заряд дроби, уменьшает деформирование, увеличивает скорость. За высокоточную стрельбу ответственность несет дульная насадка Invector-DS. В общем, с такой системой, как Total Barrel Dynamics, вы полностью исключите любые случайности.
Насадки Invector-DS придают концепции тонкостенных насадок, навинченных на дуло, новый уровень эффективности, не зависящей от ведения огня на открытой местности, на болоте, в лесу или на стрельбище.
Заглушку магазина Turn Key легко снимать и устанавливать. Для этого следует снять крышку, вставить в заглушку автомобильный ключ или отвертку, нажать и повернуть. Установленная заглушка позволяет заряжать магазин всего тремя патронами, что полностью соответствует правилам охоты на перелетных птиц. Кроме этого, заглушки использовались для первоначального обучения стрельбе из Браунинга.
Амортизатор, сконструированный по технологии Inflex II, относят к следующему поколению устройств с большей степенью поглощения. Материал отлично амортизирует и скользит, не позволяя ткани сминаться во время ведения огня от плеча. Специальная конструкция приклада уходит вниз и в сторону от щеки стрелка, что улучшает удобство стрельбы, увеличивает скорость очередного выстрела.
Достоинства и недостатки Browning Auto-5
Стоит ли говорить о том, что достоинств у легендарной самозарядки хватает. Перечислим их:
- Автоматическая перезарядка ружья.
- Надежность механизмов.
- Высокая скорострельность.
- Высокая меткость.
- Небольшая отдача ствола во время стрельбы.
- Элементы ружья легко заменяемы, они изготовлены из качественной стали.
Отметим и парочку недостатков:
- Для нормальной стрельбы следует использовать качественны патроны с папковыми гильзами.
- Механизмы ружья достаточно сложные, требующие регулярного ухода.
Где купить
Сейчас на российском рынке можно найти приличный Браунинг Авто 5, но эти ружья стоят весьма дорого, особенно в крупных городах. Уловив конъюнктуру, Авто 5 выпуска 70-80-х годов стали ввозить в Россию из США, так что, при желании, можно приобрести легендарное ружье в идеальном состоянии. Хотя, безусловно, именно старые ружья наиболее притягательны.
В основной своей массе Браунинг Авто-5, находящиеся на руках наших охотников, это именно ружья старых выпусков, включая дореволюционные, добела вытертые и не всегда хорошего технического состояния. Как показывает практика, при своевременном и грамотном уходе, при применении нормально собранных патронов, ружье практически неубиваемо.
Но в России ружье почти всегда было инструментом, так что и с Браунингами особо не церемонились, особенно в условиях послевоенного дефицита на охотничьи расходные материалы.
Отметим, что конфискации ружей, с началом Великой Отечественной войны, жесточайшим образом проредили охотничье оружие у населения.
Благодаря длинному снарядному входу, из Браунингов с 65-мм патронниками (бывают так же патронники 70 мм и под магнум-патроны) нормально стреляют патронами с 70-мм гильзой, хотя для этого порой требуется немного расточить окно для выброса гильз. Растачивали и 65-мм патронники до 70 мм длины, что, конечно, не лучшим образом сказывалось на состоянии ружей.
Но работоспособных ружей с 65-мм патронником осталось мало, а 70-мм патронник решает все проблемы, связанные с нестандартной длиной гильзы. У Авто-5 порой лопается цевье, которое, при всем своем изяществе, имеет очень тонкие стенки. Бывают проблемы с перезарядкой, при наличии обильной смазки на фрикционных кольцах или при их неправильной установке.
Любое самозарядное оружие не является абсолютно надежным, и Браунинг Авто-5 здесь не исключение. Но, при соблюдении элементарных условий эксплуатации, ружье является вполне надежным, может прослужить аккуратному охотнику всю жизнь, доставляя искреннюю радость от обладания редким и добычливым оружием.
В качестве вывода
Уже в самом начале прошлого века, вскоре после начала производства, самозарядные ружья Дж.М. Браунинга привлекли внимание потенциальных покупателей. Кроме того, со временем эта разработка заинтересовала других оружейников. Как следствие, на рынок вышли несколько новых ружей, основанных на механике «Авто-5», но выпущенных другими фирмами. Те или иные копии либо переделанные варианты ружья Дж.М. Браунинга выпускаются до сих пор и имеют определенное распространение.
Еще в конце XIX века Дж.М. Браунингу удалось разработать первое в мире гладкоствольное ружье с возможностью самостоятельной перезарядки. Этот образец вскоре стал и первым представителем своего класса, поставленным в серию и вышедшим на рынок. Наконец, ружью Browning Auto-5 принадлежит еще один рекорд. Это оружие производилось в течение почти 100 лет без значительных переработок конструкции: все изменения касались только отдельных деталей и не затрагивали автоматику. Таким образом, конструктору Дж.М. Браунингу удалось создать во всех смыслах уникальное и выдающееся оружие.