Закрыть

Авторизация x

Чтобы оставлять комментарии, пожалуйста авторизуйтесь


Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Условия службы

Небо требует профи

Юрий Дмитриев
Июл 17, 2015
Командир авиационной эскадрильи гвардии подполковник Евгений Долгов. Фото: Юрий Дмитриев

17 июля – День морской авиации ВМФ России. Отмечают этот праздник и балтийские летчики. Незадолго до торжеств мы побывали у них в гостях.


На военном аэродроме слышен рев взлетающей «сушки». Мгновение – и самолет скрывается в небе. В кабине истребителя молодой летчик, гвардии лейтенант Дмитрий Чащин. Ему предстоит учебно-тренировочный 40-минутный полет. На рулежной дорожке появляется другой Су-27. В нем – командир авиационной эскадрильи гвардии подполковник Евгений Долгов.


–– Сегодня мы выполняем задачи поддержания уровня подготовки летного состава, несущего боевое дежурство по ПВО, и подготовки молодого летного состава, – рассказывает он после полета. – То есть обычный день боевой учебы, не самый интенсивный… Хотя по сравнению с прошлым годом налет у нас увеличился. Стараемся максимум средств и возможностей тратить на подготовку молодежи.


2. Небо требует профи.jpg

Командир авиационной эскадрильи гвардии подполковник Евгений Долгов (в центре). Фото: Юрий Дмитриев


«Диспансеризация» для самолетов

Здесь, на аэродроме, базируются не только Су-27, но и штурмовики Су-24. Но из-за аварии с Су-24 на Дальнем Востоке полеты этих самолетов приостановили по всей стране. Так что в небе только истребительная авиация. И сразу после приземления каждую машину скрупулезно обследуют.


А сейчас я наблюдаю, как начальник группы авиационного оборудования, гвардии майор Родион Любимов выполняет повторную предполетную подготовку – проводит первичный анализ по системе объективного контроля «Экран».


–– На этой ленте «выскакивают» все отказы и предупреждения летчику по работоспособности техники в полете, – объясняет он, держа в руке катушку с серебряной пленкой. – Летчик, ориентируясь на сигналы на ней, действует соответственно, если, например, что-то сломалось или нужно перейти на новый режим. Проверяю это я. Сейчас на пленке видно, что полет прошел успешно, отказов не было – только предупредительные сигналы.


Чуть позже будет произведен более глубокой анализ работоспособности авиационной техники. В группе объективного контроля накопитель информации подключают к компьютеру, который «пересматривает» весь полет, просчитывает расход топлива, высоты, скорости и другие параметры и выносит свой вердикт: как вел себя самолет, как действовал летчик… Затем – доклад инженеру об исправности техники. Сегодня компьютер отчитался: самолет технически готов к очередному вылету.


О пользе хорошего сна

Готовым к полету должен быть и летчик. Об этом расспрашиваю летчика авиационного звена, гвардии лейтенанта Дмитрия Чащина. Он только что вернулся из очередного полета, во время которого отрабатывал перехват самолета в воздухе и несложные маневры на высоте около 14 тысяч метров.


3. Небо требует профи.jpg

Молодой летчик гвардии лейтенант Дмитрий Чащин. Фото: Юрий Дмитриев


–– Для того, чтобы уверенно чувствовать себя в небе, нужно готовиться к полету еще на земле. Важно хорошо выспаться, – говорит летчик. – Организм должен быть готов к перегрузкам. А они бывают достаточно высокими, особенно если приходится совершать полет на больших высотах, выполнять сложное маневрирование. Летчик обязан хорошо знать технику, иметь опыт, грамотно действовать в любой ситуации. Но мне кажется, что надо еще просто любить свое дело и самолет, на котором ты поднимаешься в небо. Из всех этих деталей и складывается успешное выполнение стоящих перед тобой задач.


Интересуюсь, что предстоит сегодня. Отвечает, что его ждет еще один вылет – на этот раз с инструктором. Будут в паре отрабатывать групповую слетанность.


Бесстрашные пилоты

Другой летчик, гвардии майор Алексей Коваленко более серьезен. Сегодня он уже поднимался в небо в составе дежурных сил для сопровождения разведывательной авиации сопредельных государств и летал на истребителе Су-27, который прошел регламентные работы, чтобы убедиться, что машина готова к плановым полетам.


Но это не все: сегодня же ему предстоят полеты на малых высотах – от 200 до 1000 метров – в темное время суток. В Калининградской области летом темнеет около девяти вечера, а значит, летчик проведет на аэродроме еще как минимум часов пять.


–– В этом диапазоне мне нужно будет отработать технику пилотирования – виражи, разгоны, торможение, то есть простой пилотаж. И затем – перехват, – рассказывает Алексей о своем задании. – На высоте я буду наведен на цель (это будет наш второй самолет) и выполню обнаружение, захват и имитацию пуска управляемых ракет. Летчик на втором самолете будет делать то же самое, только в качестве цели у него буду я….


Коваленко, который прибыл на Балтику еще в 2001 году прямиком из авиационного училища, есть что вспомнить.


–– Из летной жизни самое яркое – это учения с пусками управляемых ракет, – говорит он. – Мы их пускали и здесь, на морском полигоне, и на Ладожском озере. Для того, чтобы ракета поразила цель, нужно создать условия. Она сама видит, куда ей лететь, но вот обнаружить цель, произвести расчеты – это моя задача… Мы хоть и морская авиация, можем наносить удары и по наземным объектам. Лично я по наземным целям не стрелял – только «воздух-воздух», но это мне еще предстоит, может, в этом году.


4. Небо требует профи.jpg

Военный аэродром Черняховск. Фото: Юрий Дмитриев


Карьерный рост

Каждый год у летчиков не только увеличивается интенсивность боевой подготовки, но и усложняются задачи. Например, у Коваленко сейчас – 2-й класс, и пилот готовится получить 1-й: добавляются воздушные бои, та самая стрельба по наземным целям, групповая слетанность в составе подразделения, днем и ночью, при сложных метеоусловиях.


–– Я без авиации уже не мыслю себя, – улыбается летчик. – Почти 20 лет в ней. Больше всего налетал на Су-27 – я на нем уже 14 лет. Сложней всего, пожалуй, летать ночью и в облаках. В годы войны летчики над морем разбивались из-за того, что теряли ориентацию: не так-то просто определить, где море, а где небо, когда и над тобой, и внизу, в отражении, звезды. А в облаках иногда кажется, что летишь под наклоном, хотя по приборам видно, что ровно. Но это чисто психологические моменты. Профессия, может, трудная и опасная, зато увлекательная.












Летчики морской авиации Балтийского флота за полгода провели в небе свыше 2000 часов.
Текст сообщения*

Возврат к списку

Другие статьи

За кулисами «Гонки героев»
Н. Александров 27.07.2015
Небо требует профи
Юрий Дмитриев 17.07.2015
Всерьез и надолго
Дмитрий Сафонов 10.07.2015
Шагом марш!
Григорий Тихонов 08.07.2015
Мой танк – моя крепость
Дмитрий Сафонов 24.06.2015
Бойцы космического фронта
Дмитрий Сафонов 09.06.2015

В других рубриках

Военная ипотека
Квартира с террасой по военной ипотеке
Александр Петров 13.07.2015
Карьера и образование
Нет задач невыполнимых
Дмитрий Сафонов 31.07.2015
Оборона
Игры армий
Н. Александров 31.07.2015
Культура
Пропаганда в деталях
Зоя Михайлова 31.07.2015
Оборона
Боевая мощь «Байкала»
Вячеслав Ровнер 30.07.2015
Культура
Военные квесты
Зоя Михайлова 28.07.2015