Крейсер «Москва» — настоящий убийца авианосцев

Крейсер «Москва»

В апреле 1972 года Комиссией при Совете Министров СССР было принято решение о разработке проекта 1164 (шифр «Атлант»). Сначала предполагалось построить 10 кораблей серии Атлант, но в итоге было заложено 4, а введено в строй только 3, включая самое главное судно проекта 1164 – крейсер «Москва».

На сегодняшний день данный флагман черноморского флота является единственным кораблем 1 ранга. Рассмотрим более подробно историю создания крейсера «Москва», его технические характеристики и особенности.

История создания

История этого корабля очень точно повторяет историю государства в котором он был разработан и построен.

Крейсер был заложен на стапеле Николаевского судостроительного завода им. 61 коммунара 4 ноября 1976 г., он был первым в серии из шести новейших советских крейсеров с газотурбинными установками, проекта 1164 «Атлант». Корабль, получил имя «Слава»и был спущен на воду 27 июля 1979 г., вступил в строй в конце 1982 года, а в феврале 1983 года включен в состав Краснознаменного ЧФ, где до 1990 года был главной ударной силой флота.

В 1991 году он встал на стапеля Николаевского завода для текущего ремонта и модернизации, на это отводилось восемь месяцев. Но с развалом СССР прекратилось и финансирование ремонта, точнее оно даже не начиналось. Шли годы, крейсер сохранялся только благодаря личному вкладу экипажа, лишь спустя пять лет появилась надежда на исправление ситуации. Благодаря личным стараниями Юрия Лужкова и шефской помощи мэрии Москвы удалось найти средства для завершения ремонта.

22 июня 1995 г. приказом Главнокомандующего ВМФ РФ крейсер получил новое имя — «Москва». 12 июня 1997 г. на корабле был поднят Андреевский флаг. Лишь 19 июля 1999 г., крейсер покинул Николаев, а 21 июля корабль вошел в Севастопольскую бухту. 25 июля, в День ВМФ России, флагман ЧФ России стоял в парадном строю в Севастопольской бухте. В апреле 2000 г. впервые за 10 лет «Москва» вышла в море для проверки ходовых механизмов и проверки оружия. Тем же летом я лично наблюдал его на параде, когда и сделал это фото. В ноябре крейсер вошел в состав сил постоянной готовности.

История создания

На протяжении двух прошедших десятилетий крейсер принимал участие в морских походах, международных учениях, боевых и миротворческих операциях, обеспечивал безопасность зимних олимпийских игр в Сочи. Всего на счету корабля 19 боевых служб, в том числе в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах.

Основная ударная сила крейсера — 16 пусковых установок комплекса «Вулкан». «Вулкан»- советский/российский противокорабельный ракетный комплекс (ПКР). Является развитием системы П-500 «Базальт».

22.07.2016 г. министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу вручил орден Нахимова гвардейскому ракетному крейсеру «Москва» в соответствии с Указом Президента России «За заслуги в обеспечении безопасности государства, высокие показатели в боевой подготовке, мужество и самоотверженность, проявленные личным составом в ходе выполнения учебно-боевых задач»

5 июня 2019 года после трехлетнего ремонта вышел в море для прохождения ходовых испытаний главной энергетической установки после капитального ремонта.

Конструкция

На крейсерах типа Атлант ставка делалась на газотурбинные двигательные установки. Во-первых, их стоимость была ниже по сравнению с двигателями на ядерном топливе. А во-вторых, таким образом удалось уменьшить технические размеры и водоизмещение.

Кроме того, уложиться в расчетные параметры водоизмещения позволило применение легких сплавов в конструкции ракетного вертолетоносца. Ракетные флагманы серии Атлант должны были стать полноценными океанскими кораблями с мощным ракетным вооружением.

По своей конструкции противолодочный крейсер Москва представляет собой двухмачтовое судно, которое имеет развитую трех островную надстройку.

Благодаря наклонному форштевню и шпангоутам с большим развалом, удалось улучшить мореходные качества судна.

Большая часть корпуса изготовлена из корабельной стали, внутренние переборки и выгородки выполнены из прочных сплавов алюминия. Таким же образом сконструированы палубные надстройки, которые были дополнительно усилены стальными листами в местах пуска боевых ракет. Из тех же алюминиевых сплавов был сделан такелаж.

Конструкция

А благодаря двойному дну под цистернами с топливом, распределение погребов боеприпасов по разным частям корабля и продуманная противопожарная система была повышена живучесть Москвы. Даже при затоплении трех смежных отсеков, судно могло оставаться на плаву без потери боеспособности.

Вооружение “убийцы авианосцев”

Корабли серии Атлант создавались под новые противокорабельные ракеты Базальт, обладающие большой разрушительной силой. Однако позже флагман черноморского флота перевооружили на более мощные ПКР “Вулкан”, что позволило повысить огневую мощь. А вместе с уменьшенной массой боевой части, значительно увеличился огневой радиус ракеты.

Сегодня вооружение ракетного крейсера Москва состоит:

  • противокорабельное — комплекс Вулкан (16 пусковых установок);
  • противолодочное — два пяти трубных торпедных аппарата;
  • две реактивные бомбовые установки РБУ – 6000;
  • противолодочный вертолет КА- 25/27 с ангаром и вертолетной площадкой;
  • двухорудийная корабельная артиллерийская установка АК-130;
  • восемь установок ЗРК С-300Ф Форт;
  • две установки ЗРК Оса-МА.

Не так давно было принято решение о модернизации флагмана Черноморского Флота крейсера Москва.

Вооружение “убийцы авианосцев”

Планируется заменить Вулкан на современные ПКР Оникс и сверхточные Калибры. Возможно, будут заменены зенитные системы С-300Ф и Оса-М.

Технические характеристики Москвы и зарубежного аналога

Для сравнения характеристик нашего крейсера Москва и зарубежного аналога более всего подходит американский Тикондерога, так как представители этого типа обладают схожим вооружением с нашим судном. Кроме того, проектирование этих кораблей осуществлялось практически одновременно по разные стороны океана.

Технические характеристики Российский противолодочный крейсер Москва Американский крейсер типа Тикондерога
Водоизмещение, тонн 11380 9600
Размер, м 186 длина, 20,8 ширина 172,8 длина, 16,8 ширина
Энергетическая установка газотурбинная установка: 4 по 22,5 тыс. л.с. и 2 по 10 тыс. л.с. 4 газотурбинные установки, работающие на два вала мощностью 80 тыс.л.с.
Скорость хода, узлов 34 30
Дальность плавания, миль 6000 (при скорости 15 узлов) и 2500 при 30 узлах 6000
Экипаж, человек 510 360

Исходя из характеристик, которые были приведены в таблице, несложно догадаться, что флагман, ставший гордостью Черноморского флота, по отдельным параметрам существенно выигрывает у своего американского аналога.

О Северном «Атланте»

Ремонт «Маршала Устинова» начался в 2011 году корабелами Центра судоремонта «Звездочка». Были выполнены работы по корпусу корабля, механизмам винторулевой группы, главной силовой установке, общекорабельным системам крейсера. Проведена модернизация систем радиоэлектронного вооружения с заменой аналоговых устройств на цифровые.

На предприятии отметили, что опыт, полученный «Звездочкой» при ремонте «Маршала Устинова», позволит сократить время ремонтов однотипных с ним крейсеров «Москва» и «Варяг».

«Они еще раньше получили опыт ремонта надводных кораблей, когда модернизировали корабль «Бесстрашный» 956-го проекта (в 2004 году сменил название на «Адмирал Ушаков»). Потом они сделали авианосец. Явно, что этот период ремонта будет короче с учетом этого опыта, который был получен ранее,» — рассказал Игорь Касатонов (советник начальника Генштаба ВС РФ, адмирал).

О Северном «Атланте»

В конце октября 2016 года «Маршал Устинов» вышел в море для выполнения программы заводских ходовых испытаний. Многочисленные проверки систем и механизмов крейсера в морских условиях, продолжавшиеся около месяца, подтвердили высокие эксплуатационные характеристики корабля.

Оценка проекта

Всего по проекту 1164 было заложено 4 крейсера, из них было достроено и вступило в строй 3 судна – по одному из них несут службу на Северном, Черноморском и Тихоокеанском флотах России. В целом можно признать, что ракетные крейсера проекта 1164 были достаточно удачной альтернативой чрезмерно дорогим тяжелым ракетным крейсерам проекта 1144 «Орлан». Имея ограниченное водоизмещение, ракетные крейсера проекта 1164 обладали практически эквивалентным наступательным вооружением и сопоставимым оборонительным вооружением.

При этом приоритет при их создании был отдан не оборонительным, а наступательным вооружениям. Корабли обладают уменьшенным запасом ракет к ЗРК С-300Ф – 64 против 96 на «Орланах», также слабым местом является ПВО самообороны, которая состоит лишь из 2-х устаревших ЗРК «Оса-М». На крейсерах проекта 1144 имеется по 16 ПУ «Кинжал». В целом корабли проекта 1164 отвечали «поздней» доктрине советского флота – применение ударных надводных ракетоносцев под прикрытием палубной авиации.

К наиболее крупным недостаткам крейсера можно отнести наличие лишь одной многоканальной РЛС подсветки целей для комплекса ПВО С-300Ф (РЛС «Волна»). Помимо того, что в случае выхода из строя она оставляет корабль без адекватной защиты, она также не позволяет крейсеру отражать атаку более чем с одного направления одновременно.

Оценка проекта

Для сравнения, сопоставимые по размерам американские крейсеры класса «Тикондерога» обладают 4 независимыми РЛС подсветки целей, что позволяет им отражать одновременные атаки более чем с одного направления. Наличие лишь одной РЛС наведения значительно снижает возможности кораблей проекта 1164 к борьбе с современными противокорабельными ракетами, обладающими возможностью многосекторной атаки.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1311
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: