Департамент жилищного обеспечения, жилищного обеспечения военнослужащих

Содержание
  1. Департамент жилищного обеспечения
  2. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (с изменениями и дополнениями)
  3. Жилищное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих
  4. Жилищное обеспечение военнослужащих
  5. О государственном жилищном сертификате
  6. Порядок получения собственного жилья военнослужащим
  7. Регулирование вопроса на законодательном уровне
  8. Право на дополнительную жилищную площадь
  9. Нормы жилья для военнослужащих
  10. Чем грозит намеренное ухудшение жилищных условий
  11. Общая инструкция по обеспечению жильем
  12. Повторное обеспечение жильем

Департамент жилищного обеспечения

Методическое пособие «Жилищное обеспечение военнослужащих и членов их семей» разработано Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации на основе законодательства о жилищном обеспечении военнослужащих, действующего по состоянию на 01.06.2015 года в целях осуществления оперативного и наглядного информирования военнослужащих и членов их семей по вопросам реализации их жилищных прав с учетом возможности различных форм жилищного обеспечения.

Методическое пособие изготовлено при содействии Общественной палаты Российской Федерации, Общероссийской общественной организации «Офицеры России» и направлено во все региональные и территориальные органы жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

Представленный в пособии материал содержит в виде структурно-логических схем концентрированную информацию по основных формам реализации жилищных прав военнослужащих и членов их семей и, как показала практика их использования в информационно-разъяснительной работе, помогает во многом сделать осознанный выбор наиболее приемлемого способа обеспечения жильем.

Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ
«О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»

С изменениями и дополнениями от:

2 февраля 2006 г., 4 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 25 ноября 2009 г., 28 июня, 21 ноября 2011 г., 25 июня 2012 г., 2 июля, 28 декабря 2013 г., 4 июня 2014 г., 6 апреля, 29 июня, 14 декабря 2015 г., 30 марта, 1 мая, 19 декабря 2016 г., 7 марта, 29 июля 2017 г., 3 августа 2018 г., 2 августа 2019 г.

Принят Государственной Думой 5 августа 2004 года

Одобрен Советом Федерации 8 августа 2004 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

Президент Российской Федерации

20 августа 2004 года

Предметом правового регулирования закона являются отношения, связанные с формированием, особенностями инвестирования и использования средств для жилищного обеспечения военнослужащих с целью государственной поддержки жилищного обеспечения военнослужащих путем формирования жилищных накоплений за счет средств федерального бюджета и поддержания платежеспособности военнослужащих при ипотечном жилищном кредитовании.

Определены участники накопительно-ипотечной системы, установлены их права и обязанности.

Установлена возможность приобретения военнослужащим жилья в собственность с использованием инструментов ипотечного кредитования в любое время по истечении трех лет участия в накопительно-ипотечной системе, не дожидаясь окончания срока службы, а также выбора месторасположения и размера жилья.

Регулируются вопросы формирования жилищных накоплений, принципы их размещения и инвестирования, полномочий Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, участвующих в организации деятельности накопительно-ипотечной системы, уполномоченного федерального органа, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2005 года.

Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2005 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 25 августа 2004 г. N 155-156, в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 августа 2004 г. N 34 ст. 3532, в «Российской газете» от 25 августа 2004 г. N 182

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 316-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 августа 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Федеральный закон от 7 марта 2017 г. N 32-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части 2 статьи 5 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2018 г. в части индексации фактически начисленного и перечисленного накопительного взноса предыдущего года с учетом уровня инфляции, предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 марта 2016 г. N 75-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 371-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части 2 статьи 5 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2017 г. в части индексации фактически начисленного и перечисленного накопительного взноса предыдущего года с учетом уровня инфляции, предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части 2 статьи 5 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2016 г. в части индексации фактически начисленного и перечисленного накопительного взноса предыдущего года с учетом уровня инфляции, предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 90-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 28 июня 2011 г. N 168-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением дополнения части 2 статьи 9 настоящего Федерального закона пунктами 14 и 15, распространяющимися на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 324-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Жилищное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих

ВОПРОСЫ:
1. Жилищное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил РФ.
2. Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих.
Вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей на современном этапе развития военной организации российского общества приобретают особую значимость. С одной стороны, это вызвано оптимизацией структуры Вооруженных Сил, с другой — совершенствованием системы всестороннего обеспечения военнослужащих всем необходимым для выполнения возложенных на них обязанностей.

Одной из самых сложных социальных проблем в Вооруженных Силах Российской Федерации является обеспечение жильем военнослужащих и членов их семей. В настоящее время 122,4 тысячи военнослужащих и членов их семей все еще нуждаются в постоянном или служебном жилье.
Жилищные сертификаты, как и ипотечно-накопительная система обеспечения жильем, не способны полностью снять проблему. Цена квадратного метра жилья, заложенная в эти документы, намного ниже его рыночной стоимости, что не предоставляет абсолютному большинству военнослужащих возможность улучшить свои жилищные условия.
Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, находясь в октябре прошлого года на военных учениях в Баренцевом море, заявил: «Если это жилищный сертификат, то это должен быть реальный жилищный сертификат, который позволяет купить квартиру в том месте, где это необходимо. Так что жилищный сертификат должен покрывать 100 процентов стоимости, мы из этого и будем исходить. Потому что лучше уж чуть медленнее эту программу делать, но чтобы она была реалистичнее, иначе какой смысл эти сертификаты давать».
В апреле 2008 года в Министерстве обороны РФ утверждена Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года. В соответствии с ней разработан Стратегический план «Улучшение жилищных условий военнослужащих Вооруженных
Сил Российской Федерации и членов их семей на период до 2020 года», основными целями которого являются:
1) предоставление постоянного жилья военнослужащим, заключившим контракт до 1 января 1998 года;
2) создание в 2012 году служебного фонда под штатную численность воинских частей и соединений;
3) обеспечение функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Для решения поставленных задач Министерство обороны РФ в 2008 — 2010 годах в рамках Государственного оборонного заказа планирует получить 67 тыс. квартир. Кроме того, в настоящее время проводится работа по размещению государственных заказов на приобретение и долевое участие в строительстве жилья за счет средств, полученных в результате реализации высвобождаемого недвижимого имущества.
Общий порядок жилищного обеспечения военнослужащих регулируется статьей 15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих». На основании данного законодательного акта государство гарантирует предоставление военнослужащим и членам их семей жилых помещений. Порядок обеспечения жильем регламентируется приказом министра обороны Российской Федерации №80 от 15 февраля 2000 г. «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации».
Жилищный кодекс Российской Федерации (ЖК РФ), введенный в действие с 1 марта 2005 г., подразделяет государственный жилищный фонд, в зависимости от целей использования, на жилищный фонд социального использования и специализированный жилищный фонд. Предоставление военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений жилищного фонда социального использования (по договорам социального найма) осуществляется в соответствии со статьями 51 и 57 ЖК РФ. Основания для предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма определяются, исходя из уровня обеспеченности их жильем. Суммарная общая площадь всех жилых помещений, занимаемых военнослужащими (или) членами их семей по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, учитывается как при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и при определении размера жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте, по нормам, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В случае отсутствия служебного жилья воинские части арендуют жилые помещения или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 909 от 31 декабря 2004 г. «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту, гражданам РФ, уволенным с военной службы, и членам их семей» (с последующими изменениями и дополнениями) установлено, что денежная компенсация выплачивается в размере, не превышающем:
— в городах Москве и Санкт-Петербурге — 15000 рублей;
— в других городах и районных центрах — 3600 рублей;
— в прочих населенных пунктах -2700 рублей.
Указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50%, если вместе с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, проживают три и более членов семьи.
В соответствии с п. 8 ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» при получении жилого помещения имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером от 15 до 25 квадратных метров следующие военнослужащие:
— офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями;
— командиры воинских частей;
— военнослужащие, имеющие почетные звания РФ;
— военнослужащие — преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
— военнослужащие — научные работники, имеющие ученые степени или ученые звания.
Согласно ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
Военнослужащему, общая продолжительность службы которого составляет 10 лет и более, подлежащему увольнению с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями в последний год военной службы Минобороны (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по его желанию выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством РФ.
При предоставлении жилого помещения инвалидам учитываются рекомендации индивидуальной программы реабилитации человека, состояние его здоровья, а также другие обстоятельства (этажность, приближение к лечебно-профилактическому учреждению, месту жительства родных, близких и т. п.).
Проблема с обеспечением жильем военнослужащих с 2004 года решается в рамках подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты на 2004 -2010 годы». Она входит в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы» и утверждена Постановлением Правительства РФ № 700 от 20.11 2003 г.
Правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы утверждены Постановлением Правительства РФ № 522 от 7.10.2004 г. Она рассматривается как один из самых эффективных механизмов решения жилищной проблемы.
Распорядитель счета (участник подпрограммы ГЖС) имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья на территории субъекта РФ, указанного в сертификате, у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение.
В ближайшие годы в Министерстве обороны РФ предусматривается решать жилищную проблему военнослужащих по следующим основным направлениям:
— обеспечение жильем бесквартирных военнослужащих и членов их семей, заключивших контракт до 1 января 1998 года. Имеющиеся перед ними обязательства будут погашаться в рамках действующего законодательства путем предоставления жилья для постоянного проживания. Военнослужащие, поступившие на военную службу после 1 января 1998 г., обеспечиваются служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
— формирование фонда жилых служебных помещений под штатную численность воинских частей и соединений. Служебное жилье здесь будет предоставляться только на период прохождения военной службы;
— создание эффективного рыночного механизма, позволяющего реализовать права военнослужащих на получение жилья в собственность по завершении службы.
При этом планируется использовать современные и эффективные подходы, в числе которых:
— оказание государственной поддержки военнослужащим для приобретения ими жилья с помощью ипотечных кредитов;
— создание условий для привлечения инвесторов в целях формирования жилищного фонда вне военных городков и размещения военнослужащих на условиях аренды или найма;
— повышение эффективности управления имеющимся жилым фондом.
До 2015 года планируется создать служебный жилищный фонд в объеме 334 тысячи квартир, что с учетом уже имеющихся составит 480 тысяч под планируемую штатную численность ВС РФ.
Основными источниками формирования фонда служебного жилья являются:
— строительство и приобретение его по собственному плану Министерства обороны РФ, в первую очередь, в закрытых военных городках;
— оптимизация существующего служебного жилого фонда, а также получение жилья путем реализации инвестиционных проектов;
— формирование фонда арендного жилья для размещения военнослужащих в крупных городах и административных центрах.
В первую очередь, формирование служебного жилого фонда предусматривается в пунктах дислокации воинских частей и соединений постоянной боевой готовности.
В дальнейшем этот фонд будет создаваться и в других воинских частях, подлежащих переводу на контрактный способ комплектования.
Наряду с дополнительными мерами по увеличению ассигнований, направляемых на финансирование строительства жилья, будет осуществляться переход на накопительную систему обеспечения жильем военнослужащих.
В связи с тем, что существующая ранее система жилищного обеспечения военнослужащих вступила в определенное противоречие с экономическими возможностями государства, Министерство обороны РФ выбрало иные пути решения этой проблемы.
За счет всех источников финансирования в 2009 году планируется приобрести 32 тыс. квартир для обеспечения нуждающихся в жилье военнослужащих и членов их семей, из них около 22 тыс. квартир для постоянного проживания и 10 тыс. служебных квартир.
В этой связи бывший заместитель министра обороны РФ по финансово-экономической работе Любовь Куделина в марте 2009 года заявила, что «жилищное обеспечение, строительство и ремонт объектов военной и социальной инфраструктуры является приоритетным направлением выделения средств в бюджете 2009 года, и на указанные цели предусмотрены ассигнования в объеме 81 млрд. рублей. Расходы на жилье сокращаться не будут ни при каких условиях».

С 1 января 2005 года начала действовать накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения.
Накопительно-ипотечная система явилась не заменой, а дополнением ныне действующих программ обеспечения жильем военнослужащих.
Правовые основы новой системы определены Федеральным законом № 117-ФЗ от 20 августа 2004 г. «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».
В настоящее время в реестр участников накопительно-ипотечной системы включены более 70 тыс. военнослужащих. На них открыты именные накопительные счета.
Основными задачами накопительно-ипотечной системы обеспечения военнослужащих жильем являются:
1. Перевод обязательств государства перед военнослужащими в жилищной сфере из натуральной формы (предоставление квартиры) в денежную, что позволит расширить возможности военнослужащих самостоятельно принимать решения по выбору места проживания, качеству и размеру приобретаемого жилья;
2. Возможность приобретения жилья в собственность уже через три года участия в ипотечно-на-копительной системе за счет ипотеки;
3. Переход от обеспечения военнослужащих за счет государства отдельными квартирами к накоплению денежных средств для приобретения жилья в собственность по избранному месту жительства;
4. Стабилизация и закрепление военных кадров, прежде всего офицеров, на основе стимулирования военнослужащих к продолжению военной службы.
Решение этих задач базируется на следующих принципах:
— основанием для включения военнослужащего в реестр участников является подготовленное им в письменной форме обращение с просьбой сделать это;
— ежегодное перечисление денежных средств на именные накопительные счета военнослужащих для приобретения жилья; объем ежегодных начислений будет эквивалентен примерно 3 кв. метрам жилого помещения. При этом он будет ориентирован (индексирован с учетом инфляции) на накопление средств, достаточных для приобретения через 20 лет службы квартиры общей площадью 54 кв. метра;
— накопленные средства по желанию военнослужащего могут быть использованы по истечении трех лет после его включения в накопительно-ипотечную систему для приобретения жилья в собственность с использованием целевого жилищного займа (ипотечного кредита). Кредит предоставляется банком под залог приобретаемого жилья. При этом процесс накопления средств продолжается, постепенно погашая полученный ипотечный кредит. Если и после погашения кредита военнослужащий продолжает службу, то за счет вновь накопленных средств он может повысить комфортность и размеры приобретенного жилья;
— если военнослужащий увольняется до достижения 10 лет выслуги, то он теряет право на получение накопленных средств. В период между 10 и 20 годами службы в случае увольнения по уважительной причине (организационно-штатные мероприятия; состояние здоровья и др.) он имеет право получить накопленные средства для решения жилищного вопроса самостоятельно.
Предполагается осуществлять накопление денежных средств по следующей схеме. На основании Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» ежегодно в федеральном бюджете предусматриваются ассигнования, предназначенные для начисления на именные накопительные счета участников системы.
Распорядителями этих средств являются федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. По их заявке бюджетные средства передаются на отдельный счет специально создаваемого уполномоченного федерального органа управления системой.
Для обеспечения функционирования системы было создано Федеральное государственное учреждение «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих». Оно занимается учетом средств, перечисляемых из бюджета на именные накопительные счета военнослужащих, передачей их в доверительное управление, чтобы деньги, поступающие на эти счета как минимум сохраняли свою покупательную способность. Также Федеральному управлению была поручена задача предоставления военнослужащим средств в виде целевых жилищных займов для приобретения жилья, в том числе с помощью ипотечного кредита.
Далее эти денежные средства передаются в доверительное управление управляющим компаниям для получения инвестиционного дохода с целью наращивания накоплений.
По поручению военнослужащего они могут быть направлены на оплату покупаемого им жилья или первоначального взноса по ипотечному кредиту.
Накопительно-ипотечная система предоставляет ему возможность выбора между накоплением за все время службы и приобретением жилья во время службы с помощью ипотечного кредита.
Участниками накопительно-ипотечной системы становятся:
— лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера после 1 января 2005 года;
— офицеры, призванные на военную службу из запаса или поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года;
— прапорщики и мичманы по достижении ими трех лет общей продолжительности *’> военной службы по контракту при условии заключения первого контракта о прохождении военной службы не ранее 1 января 2002 года;
— сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года, изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы.
При этом военнослужащий будет заинтересован в том, чтобы служить как можно дольше, так как сумма перечисляемых государством средств прямо пропорциональна продолжительности срока службы. При досрочном расторжении контракта по инициативе военнослужащего он будет обязан погасить сумму ипотечного кредита за счет личных средств и одновременно с этим должен будет вернуть государству перечисленные из бюджета на его персональный счет средства.
Кроме того, ипотека позволяет снять риск обесценивания накапливаемых средств за весь период службы. Использование ипотеки позволяет зафиксировать цену и площадь жилья и избежать отставания роста накоплений от роста цен на жилье. Это особенно актуально сегодня для крупных административных центров, в которых отсутствует фонд служебных жилых помещений. В последующем приобретенное за счет ипотечного кредита жилье останется у военнослужащего в собственности, и в случае его перевода к новому месту службы за ним остается право на получение служебного жилья.
Первоначальный взнос на покупку жилья будет финансироваться за счет накоплений в первые годы (не менее 3-х лет) на персональном счете военнослужащего. Дальнейшие ежегодные взносы государства он использует на платежи по ипотечному кредиту. Военнослужащий может в Любой момент взять в банке ипотечный кредит для покупки квартиры при наличии личных сбережений в размере 30% от стоимости квартиры на первоначальный взнос.
В случае вовлечения личных сбережений, по желанию военнослужащего, можно либо приблизить срок покупки, либо увеличить площадь приобретаемого жилья.
Таким образом, преимущество накопительно-ипотечной системы по сравнению с действующим порядком заключается в адресном целевом использовании денежных средств, направляемых на решение жилищной проблемы, и установлении зависимости качества приобретаемого жилья от продолжительности военной службы.
Только комплексный подход к решению жилищного вопроса по реализации имеющихся обязательств государства по обеспечению постоянным жильем увольняемых военнослужащих, формированию фонда служебных жилых помещений для военнослужащих, продолжающих службу, и переход к накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения будет способствовать созданию Вооруженных Сил, отвечающих требованиям XXI века.

Методические рекомендации
Во вступительном слове надо указать актуальность изучаемой темы. Учитывая, что она интересует почти всех слушателей, руководителю группы общественно-государственной подготовки необходимо подойти к изучению материала творчески. Желательно построить занятие таким образом, чтобы в ходе его проведения рассказать слушателям о сложившейся ситуации с обеспечением военнослужащих жилыми помещениями в гарнизоне (округе и субъекте РФ), в котором они проходят военную службу.
Раскрывая первый вопрос лекции, необходимо заострить внимание слушателей на том, что военнослужащие, подлежащие обеспечению жилыми помещениями, делятся на тех, кто заключил контракт до 1 января 1998 года, и на тех, кто заключил его после этой даты. Важно разъяснить слушателям, в чем отличие этих категорий.
При освещении второго вопроса рекомендуется подробно рассказать сущность и отличие всех программ: ГЖС и НИС, а также раскрыть механизм действия ипотеки.
Если есть возможность, пригласить на занятие представителей жилищной комиссии войсковой части и специалистов, которые занимаются вопросами жилищного обеспечения военнослужащих в части (в том числе организации накопительно-ипотечной системы).
В заключение необходимо отметить, что жилищное обеспечение военнослужащих имеет особое значение в вопросах обеспечения боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил. Подвести итоги занятия и сделать краткие выводы.

Рекомендуемая литература:
1. Федеральный закон № 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих».
2. Федеральный закон № 117-ФЗ от 20 августа 2004 г. «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».
3. Постановление Правительства РФ от 7 октября 2004 г. № 522 «О некоторых вопросах по реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 — 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы».
4. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту, гражданам РФ, уволенным с военной службы, и членам их семей» (с последующими изменениями и дополнениями).
5. Приказ министра обороны РФ № 80 от 15 февраля 2000 г. «О порядке обеспечения жилыми помещениями в ВС РФ».
6. Гордиевский А. Жилищное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации // Ориентир. — 2006. — № 3

Полковник
Игорь ГЛАДКИХ, преподаватель Военного университета МО РФ.
Арам ХАЧАТРЯН, научный редактор журнала «Ориентир»

Жилищное обеспечение военнослужащих

Увеличение окладов, достаточно высокие пенсии подняли статус защитников Отечества, но до сих пор остается очень важная для общества проблема жилищного обеспечения военнослужащих.

Для получения в собственность жилья военный может воспользоваться одним из способов:

  • жилищный сертификат;
  • накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения;
  • предоставление ЕДВ (единовременная денежная выплата или жилищная субсидия);
  • выделение квартиры военным в собственность, либо по найму. Так называемое, постоянное жилье военнослужащим.

О государственном жилищном сертификате

Жилищное обеспечение военнослужащих, получивших ГЖC, существует уже достаточно давно. Сертификат позволяет приобрести жилье во многих регионах. Естественно, комфорт жилья, его площадь находятся в соответствии с действующими в регионе ценами.

Право на обеспечение военнослужащих жильём дается, прежде всего, тем гражданам, которые нуждаются в постоянном жилье, прослужили в армии более десяти лет и уволены по объективным причинам, а также обеспечение жильем военнослужащих запаса.

Сертификаты выдаются также жителям военных гарнизонов закрытого типа.

Согласно существующим нормативам по ГЖC площадь жилища для одинокого военного должна составлять 33 метра квадратных, для семьи из двух человек — 42 метра квадратных, при наличии трех человек или больше в семье площадь рассчитывается из нормы 18 квадратных метров на человека.

При этом цена квадратного метра рассчитана в размере 34-35 тысяч рублей. Сумма ГЖC дает возможность приобрести жилье лишь в некоторых регионах, достаточно далеко расположенных от Москвы и Подмосковья. Возможно, этот фактор и повлиял на спад интереса к тому, как купить квартиру по военному жилищному сертификату. К тому же, Правительство и Минобороны предлагает всё новые и более совершенные формы жилищного обеспечения, которые вызывают практический интерес у безквартирных защитников Отечества.

К защитникам Отечества можно отнести военнослужащих тех силовых ведомств, где по закону предусмотрена военная служба. Например, жилищное обеспечение военнослужащих ФСБ также возможно через накопительно-ипотечную систему.

Отдельно стоящая тема в жилобеспечении, это приватизация жилья в военном городке. Проблема упирается в то, что ведомственное жильё расположено в ЗАТО.

Военная накопительная ипотека

Среди офицеров и контрактников популярность набирает накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения. В ней предусмотрено участие двенадцати категорий военнослужащих по обязательной программе и семи категорий — по добровольной.

Для желающих получить кредит выдвинуты следующие условия:

  1. Обязательное участие в НИС, наличие подтверждающего Свидетельства;
  2. Ограничение по возрасту (45 лет);
  3. Обязательное наличие полиса личного страхования (жизнь, здоровье), а также страхования имущества;
  4. Ограничение срока кредитования, минимум 36 месяцев;
  5. Минимальная и максимальная кредитные суммы находятся в пределах от 300000 до 2200000 рублей.

Плюсы, которые имеет военная накопительная ипотека, уже успели оценить военнослужащие, купившие квартиры: возможность выбора места, площади, времени для приобретения жилья. К минусам можно отнести:

  • возникновение права на жилье лишь спустя три года службы;
  • ограничение выбора жилья. Нет возможности купить загородный домик, участок для строительства индивидуального дома;
  • небольшая кредитная сумма, которой не хватит для приобретения квартиры в крупном городе;
  • квартира является долгое время залогом, как у банка, так и у государства.

Важно отметить, что жилая недвижимость может быть приобретена в другом регионе, отличном от места службы участника НИС. Например, проходя службу в Мурманске, можно приобрести жилье по военной ипотеке в Ростове на Дону.

Учитывая законодательство про жилищное обеспечение военнослужащих ВС РФ, выплаты накоплений вышедшим на пенсию положены в полном объёме. При этом военные пенсионеры могут использовать полученные средства по своему решению.

Ордер на квартиру или деньги на потом

Жилищное обеспечение военнослужащих предусматривается с 2014 года осуществлять путем предоставления денежной компенсации. С введением указанной жилищной субсидии будет прекращаться закупка квартир военнослужащим и строительства квартир в натуральном виде. Благодаря выделению денежной компенсации Министерство обороны намеревается избавиться от многолетних очередей на жилье, и предоставить военнослужащим самостоятельно выходить на рынок жилья для покупки квартир с лучшей планировкой и большей площадью в понравившемся районе.

Для определения размера денежной выплаты предлагается помимо стоимости квадратного метра ввести добавочные коэффициенты, как надбавка за выслугу лет, состав семьи, который существенно повысит сумму выделяемых средств.

Кроме этого придется разработать нормативные акты, которые дадут возможность муниципальным органам получить финансовую помощь из бюджета.

Несмотря на принимаемые меры, значительные денежные вливания, число военнослужащих, нуждающихся в жилье, сокращается довольно медленно. Недостаточно хорошо зарекомендовал себя вариант строительства домов для военных. Потому, как получить квартиру военнослужащему в Москве по договору соцнайма было практически не реально.

Часть средств оказалась потрачена впустую: люди просто отказались заселяться в предложенные квартиры по причине отсутствия рядом школ, больниц, социальной инфраструктуры. Так называемых домов на пустом месте. Выделение квартир военнослужащим в Москве сводилось к новостройкам в ближнем Подмосковье, построенных по заказу Минобороны, и не обладающих необходимым для проживания благоустройством.

Следует заметить, что военнослужащий сам должен выбрать из предлагаемых вариантов, каким способом жилищного обеспечения воспользоваться:

  • получение в собственность бесплатной квартиры;
  • получение квартиры согласно договору социального найма;
  • получение жилищного сертификата;
  • получить ЕДВ;
  • стать участником НИС.

Какая бы форма жилищного обеспечения не была бы выбрано, новостройки в Москве для военнослужащих остаются самым желаемым приобретением. Например, очередников интересует вопрос, в каких районах Балашихи дают квартиры военнослужащим?

Порядок получения собственного жилья военнослужащим

Один из наиболее приоритетных государственных вопросов — это обеспечение жильем военнослужащих. Пока они осуществляют свою служебную деятельность, им зачастую приходится переезжать с одного места на другое, как правило, вместе с семьей. По этой причине военные могут рассчитывать на предоставление служебной жилплощади либо на оплату арендуемой квартиры государством.

Когда срок службы по заключенному контракту закончится, у них появляется право на получение дополнительной площади жилого помещения или отдельной недвижимости в собственность. По действующему законодательству увольнение в запас без выделения квартиры или дома не допускается, при этом вместо предоставления недвижимости возможна выплата эквивалентной денежной суммы. Также доступно участие в программе военного ипотечного кредитования, позволяющего стать собственником недвижимости на выгодных условиях и без очереди.

В размещенной ниже статье будет подробно рассмотрен общий порядок военного жилищного обеспечения, нормы выделяемой площади, необходимые условия для получения и другие особенности данной процедуры.

Регулирование вопроса на законодательном уровне

Обеспечение жилплощадью данной категории граждан регламентируется:

  1. Указом Президента РФ (далее Указ), гарантирующим увольнение в запас только с предоставлением жилья.
  2. Жилищным кодексом РФ (далее ЖК РФ), устанавливающим критерии, по которым военнослужащий признается нуждающимся в жилплощади;
  3. Федеральным законом «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 №76-ФЗ (далее №76-ФЗ), регламентирующим порядок получения недвижимости.
  4. Приказом Министерства обороны №510 (далее Приказ), определяющим условия предоставления данной льготы;
  5. Постановлением Правительства РФ (далее Постановление), гарантирующим выделение жилья военным, срок службы которых составляет 10 лет и более.

В согласовании со ст.15 №76-ФЗ на квартиру или дом могут претендовать:

  • офицеры, окончившие военные учебные заведения;
  • контрактники, пребывающие в военных городках закрытого типа;
  • должностные лица, заключившие контракт после начала 1998 г.

Важно, что помимо получения квартиры или суммы на ее приобретение, государство предусматривает возможность участия в программе военной ипотеки. Она позволяет получить жилье без очереди и минимального 10-летнего стажа службы. Первоначальный взнос и дальнейшие кредитные выплаты обеспечиваются государством, что делает военную ипотеку доступным и выгодным способом получения собственной недвижимости.

Согласно закону «О статусе военнослужащих», на жилье для военных могут претендовать не только сами офицеры, но и члены их семьи. Подобным правом обладают следующие категории лиц:

  • супруг/супруга офицера;
  • несовершеннолетние дети;
  • лица, находящиеся на иждивении;
  • дети, младше 23лет, при условии, что они получают образование в высшем учебном заведении.

Жилищное обеспечение военнослужащих и их семей с обозначением иного субъекта права (супруги или ребенка) производится в случае смерти офицера либо его пропажи без вести во время исполнения служебного долга.

В согласовании с п.2.1 ст.15 №76-ФЗ, улучшение имеющихся жилищных условий возможно за счет:

  • предоставления недвижимости в собственность;
  • выделения жилья по договору социального найма (подробно об этом написано здесь);
  • выплаты денежной суммы на приобретение готовой жилплощади или строительства (единовременно) — хотите узнать подробнее, тогда читайте статью.

Также п.2 ст. 15.1 №76-ФЗ регламентирует, кому положено предоставление дополнительных метров при выделении жилплощади. На подобное улучшение могут претендовать:

  • командиры воинских частей;
  • военные, награжденные почетным званием РФ;
  • преподаватели высших учебных заведений, как военного, так и гражданского направления (в последнем случае речь идет о преподавателях военных кафедр);
  • сотрудники научных учреждений военного направления с наличием ученой степени;
  • военные, имеющие звание полковника, генерала и маршала.

Количество дополнительных метров – от 15 до 20 м².

Кроме того, дополнительные метры положены тем военнослужащим, которые страдают хроническими заболеваниями, представляющими опасность для членов его семьи.

Распределением жилой площади между военнослужащими занимается жилищная комиссия воинской части в порядке очередности.

Право на дополнительную жилищную площадь

На предоставление своего жилья военнослужащим с дополнительными метрами после увольнения в запас могут рассчитывать:

  • граждане, имеющие звание полковника и выше;
  • люди, проходившие службу в Афганистане;
  • военные, представленные к почетному званию РФ;
  • военнослужащие, имеющие 20 лет выслуги.

Преподаватели и научные работники могут претендовать на дополнительные метры только в период осуществления трудовой деятельности.

Для постановки в очередь необходимо признание военнослужащего остро нуждающимся в жилье. Для этого ему нужно представить соответствующие доказательства.

Правила признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях определяются Постановлением. Основанием для подобного заключения является учетная норма жилплощади, установленная российским законодательством для места прохождения им воинской службы либо постоянного адреса регистрации. По этой причине первый шаг, который необходимо сделать контрактнику, ему следует подать заявление на постановку в очередь на выделение жилья.

Нормы жилья для военнослужащих

Предоставляемое государством жилье для военнослужащих должно соответствовать учетным нормам, принятым законодательством — это обязательное условие реализации программы по обеспечению военных жилплощадью.

Нормы жилья для военнослужащих составляют 18 м² на каждого проживающего. Если недвижимость предоставляется после смерти военного, площадь определяется, учитывая всех членов семьи вместе с погибшим офицером. С учетом особенностей некоторых многоквартирных домов выделяемая недвижимость может быть больше, при этом увеличение нормы предоставления возможно не более чем на 9 м² для одинокого офицера, и не более 18 м² для членов семьи погибшего военнослужащего.

Чем грозит намеренное ухудшение жилищных условий

Несмотря на то, что намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащих встречается довольно часто, в законодательстве нет четких критериев, по которым оно может быть определено, следовательно, намеренным ухудшением признаются любые сделки, совершаемые военнослужащим или членом его семьи по отчуждению от имеющейся собственности. Например, если офицер или его супруга являлись совладельцами дома, продали, подарили его, тем самым избавившись от имущества.

Совершение подобных действий на 5 лет лишает военнослужащего права претендовать на получение жилья. Отсчет начинается с момента совершения сделки с недвижимостью. После того, как указанный срок истечет, он может заново встать на очередь.

Общая инструкция по обеспечению жильем

В соответствии с Инструкцией о предоставлении жилья военнослужащим, алгоритм действий следующий:

  1. Чтобы получить квартиру, нужно написать заявление в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ. Документ составляется по установленному образцу.
  2. После принятия обращения заявитель будет занесен в Единый госреестр как нуждающийся в жилплощади. В нем находятся все имеющиеся на данный момент квартиры для военнослужащих. Доступ к базе может получить любой, что позволяет не только следить за тем, насколько заявитель продвинулся в очереди, но и проверить правильность внесенных данных.
  3. Обращение рассматривается в течение 30 дней с момента оформления, после чего заявителя уведомляют о постановке его в очередь и дают список документов, который нужно представить.

Порядок предоставления жилья осуществляется в порядке очередности с учетом имеющихся льгот заявителя.

Постановка на учет нуждающихся в жилье военнослужащих

Чтобы встать в очередь на получение квартиры, помимо заявления, нужно представить в Департамент пакет документов. Постановка на учет нуждающихся в жилплощади осуществляется на основании:

  • личного паспорта;
  • военного билета;
  • паспортов и свидетельств о рождении всех членов семьи заявителя;
  • свидетельства о заключении брака;
  • выписки из ЕГРН, подтверждающей факт отсутствия собственного жилья;
  • банковской выписки за последние 5 лет;
  • документального подтверждения льгот, не относящихся к статусу венного (при наличии).

Следует учитывать, что наличие служебной квартиры не является препятствием для постановки в очередь на получение постоянного жилья.

Подробнее о том, как встать на учет, читайте в этой статье.

Как получить жилье военному пенсионеру

Жилье военным пенсионерам предоставляется, если они были уволены по причине:

  • достижения максимального срока службы;
  • состояния здоровья;
  • проведения штатных мероприятий.

Во всех перечисленных случаях срок службы должен быть не менее 10-ти лет.

Распределением квартир для военных пенсионеров также занимается Департамент, поэтому для постановки в очередь нужно написать ходатайство в адрес именно этого органа. К нему нужно также приложить пакет документов. Помимо перечисленного выше списка, пенсионерам нужно дополнительно представить пенсионное удостоверение. Далее процедура проводится в стандартном порядке: заявитель становится в очередь, через определенное количество времени ему предоставляется жилплощадь либо денежная сумма на ее приобретение.

Повторное обеспечение жильем

Законодательство предусматривает возможность повторного обеспечения жильем военных. Это допускается, если заявитель будет вновь признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Подобное возможно в результате изменения состава семьи: увеличения количества членов или появления иждивенцев. Например, если одинокий офицер получил квартиру, он снимается с очереди. Впоследствии, если он женится, и/или у него появятся дети, выданная государством площадь не будет соответствовать учетным нормам. Таким образом, он снова будет признан нуждающимся в жилплощади, и может повторно встать в очередь на законных основаниях, при этом имеющаяся у него недвижимость будет учитываться при выделении жилья, и площадь повторно предоставляемой квартиры будет уменьшена на количество квадратных метров выданной раньше недвижимости.

Между тем, каждый военнослужащий, срок службы которого не меньше 10-ти лет, может рассчитывать на получение от государства квартиры/дома или денежной суммы на ее приобретение. Однако, процедура постановки в очередь имеет много нюансов, которые необходимо учитывать.

Если у вас есть опыт получения жилья одним из перечисленных в статье способов, поделитесь им в комментариях.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит