Закон как источник земельного права, понятие резервирования земель

Содержание
  1. Закон как источник земельного права. Закон Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае»
  2. Понятие, порядок и сроки резервирования земель.
  3. Резервирование земель
  4. Понятие, порядок и сроки резервирования земель.
  5. Резервирование земель
  6. Понятие, порядок и сроки резервирования земель

Закон как источник земельного права. Закон Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае»

НазваниеЗакон как источник земельного права. Закон Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае»
страница24/60
Дата публикации21.04.2013
Размер2.61 Mb.
ТипЗакон

userdocs.ru > Право > Закон

Понятие, порядок и сроки резервирования земель.

Резервирование земель — широко распространенный вид ограничения их использования в случаях, указанных в законе. Оно предусматривает изъятие в будущем зарезервированных земельных участков в публичных целях, т.е. для государственных и муниципальных нужд. Этим резервирование отличается от установления зонирования, которое тоже является видом ограничения пользования землей, но не предполагает обязательного изъятия их из существующего землевладения. Срок действия зонирования является неопределенным, но резервирование должно действовать только в определенный период времени. За это время пользователь земли должен воздерживаться от капитальных вложений при использовании земли под угрозой отказа их возмещения в случаях изъятия зарезервированного земельного участка. Таким образом, резервирование земель является экономически полезным мероприятием, так как оно позволяет избежать напрасных затрат при использовании земли, о которой заранее известно, что она будет изъята.

Однако, поскольку резервирование значительно ограничивает права пользователей земли, оно четко оговорено в комментируемой статье и других нормативных правовых актах РФ.

В пункте 1 ст. 70.1 назван определенный и исчерпывающий перечень оснований и случаев резервирования земель. Это исключительные случаи, названные в ст. 49 ЗК РФ, предусматривающей изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд:

— выполнение международных обязательств РФ;

— размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов (например, объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения; объектов использования атомной энергии; объектов обороны и безопасности; объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения и др.);

— иные обстоятельства в установленных федеральными законами или законами субъектов (в отношении участков, находящихся в собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности) случаях.

Для земель государственной или муниципальной собственности, не предоставленных гражданам и юридическим лицам, основаниями резервирования являются также случаи, связанные с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.

2. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

Резервирование земель

Статья 70.1. Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ о резервированиии земель для государственных или муниципальных нужд гласит:
«Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных Земельным Кодексом, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.
Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет.
Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до двадцати лет.»
Слово «резервирование» у многих вызывает весьма негативные эмоции… Давайте разберемся в сущности данного института, как говориться, кто предупрежден, тот вооружен!
Во — первых, определимся с понятием «резервирование». Анализ законодательства дает нам право определить его, как возможность ограничения не только права собственности, но и иных вещных прав на земельный участок.
Во- вторых, где и когда допускается резервирование земель?
Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд (далее — для ГМН) осуществляется в случаях, связанных с:
1) выполнением международных обязательств РФ;
2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:
объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
объекты использования атомной энергии;
объекты обороны и безопасности;
объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы РФ;
линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;
автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов РФ.
Таким образом, перечень оснований для резервирования является открытым, а это значит, что при необходимости он может быть расширен. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для ГМН, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения ГМН территорий.
Земли для ГМН могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до двадцати лет.
Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для ГМН при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В — третьих, принудительное отчуждение земельного участка для ГМН может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Порядок выкупа, определения выкупной цены, прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для ГМН у его собственника, а также права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для ГМН, устанавливаются гражданским законодательством.
В — четвертых, на сегодняшний день действует ПОЛОЖЕНИЕ о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденное Постановлением Правительства от 22.07.2008 за №561, которое и определяет порядок резервирования земель для ГМН.
И здесь нам необходимо остановиться на следующих важнейших положениях:
— решение о резервировании (далее — решение) земель для федеральных нужд принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на оказание государственных услуг и управление федеральным имуществом, в установленной сфере деятельности которого планируется осуществить резервирование, а решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта РФ или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.
При этом решение принимается в соответствии со следующими документами:
а) документы территориального планирования. При наличии документации по планировке территории решение принимается в соответствии с такой документацией;
б) решения об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения;
в) государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденные в установленном порядке.
Будьте внимательны! Решение о резервировании земель должно содержать:
а) цели и сроки резервирования земель;
б) реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель;
в) ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель;
г) сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
К такому решению прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Решение и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением.
И наконец, решение, принятое органами государственной власти или местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки или в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков.
Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.
Возникает дополнительный вопрос: когда прекращается действие ограничений прав, установленных решением? Это:
1. истечение указанного в решении срока резервирования земель (о нем шла речь выше);
2. предоставление в установленном порядке зарезервированного земельного участка, не обремененного правами третьих лиц, для целей, установленных решением о резервировании земель;
3. отмена решения о резервировании земель органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о резервировании земель;
4. изъятие в установленном порядке, в том числе путем выкупа, зарезервированного земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
5. решение суда, вступившее в законную силу.
В случае прекращения действия ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, обязаны в течение 30 дней с даты наступления таких обстоятельств обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости, с заявлением об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о зарезервированных землях, а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации прекращения ограничений прав, вызванных резервированием земель.
И, напоследок, небольшой совет землевладельцам, и не только им! Не советуем на зарезервированном участке начинать вести строительство коттеджа, садового домика или улучшать его каким-либо иным образом уже после того, как Вас проинформируют о факте резервирования, так как Вы будете нести риск затрат и убытков, связанных со строительством на земельном участке или с иным его улучшением. А это значит, что при определении выкупной цены такого участка с целью его изъятия эти улучшения учитываться не будут.

Понятие, порядок и сроки резервирования земель.

Резервирование земель — широко распространенный вид ограничения их использования в случаях, указанных в законе. Оно предусматривает изъятие в будущем зарезервированных земельных участков в публичных целях, т.е. для государственных и муниципальных нужд. Этим резервирование отличается от установления зонирования, которое тоже является видом ограничения пользования землей, но не предполагает обязательного изъятия их из существующего землевладения. Срок действия зонирования является неопределенным, но резервирование должно действовать только в определенный период времени. За это время пользователь земли должен воздерживаться от капитальных вложений при использовании земли под угрозой отказа их возмещения в случаях изъятия зарезервированного земельного участка. Таким образом, резервирование земель является экономически полезным мероприятием, так как оно позволяет избежать напрасных затрат при использовании земли, о которой заранее известно, что она будет изъята.

Однако, поскольку резервирование значительно ограничивает права пользователей земли, оно четко оговорено в комментируемой статье и других нормативных правовых актах РФ.

В пункте 1 ст. 70.1 назван определенный и исчерпывающий перечень оснований и случаев резервирования земель. Это исключительные случаи, названные в ст. 49 ЗК РФ, предусматривающей изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд:

— выполнение международных обязательств РФ;

— размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов (например, объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения; объектов использования атомной энергии; объектов обороны и безопасности; объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения и др.);

— иные обстоятельства в установленных федеральными законами или законами субъектов (в отношении участков, находящихся в собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности) случаях.

Для земель государственной или муниципальной собственности, не предоставленных гражданам и юридическим лицам, основаниями резервирования являются также случаи, связанные с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.

2. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

3. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», на срок не более чем два года. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до двадцати лет.

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 8 | Нарушение авторских прав

Резервирование земель

Понятие резервирования земель. Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд осуществляется в общественных интересах. Эта функция управления ориентирована на то, чтобы создать наиболее благоприятные условия для изменения правового ре-

жима зарезервированных земель в будущем в результате возможного их изъятия для государственных или муниципальных нужд, в том числе путем минимизации затрат общества на компенсацию убытков лицам, у которых изымаются земельные участки. Резервирование земель — это предпосылка возможного изъятия земельных участков в будущем. Резервирование не влечет обязательного изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и не является основанием для изъятия земельных участков.

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 3К РФ (т. е. при предполагаемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд), а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, — также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий и др. (ст. 70 1 ЗК РФ).

Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны, а также в пределах иных необходимых для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

Земли могут резервироваться на срок не более чем три года, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для некоторых целей — на срок не более чем два года. В отдельных случаях допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на срок до 20 лет. Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд утверждено постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 561′.

Земли резервируются для строительства и реконструкции объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта (п. 7 ст. 90 ЗК РФ). Для создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать решения о

резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности (п. 5 ст. 95 ЗК РФ). Согласно п. 3 ст. 102 ЗК РФ для строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов осуществляется резервирование земель.

Правовой режим зарезервированных земель. Согласно ст. 56 1 ЗК РФ на основании решения о резервировании земель могут быть установлены различного рода ограничения по использованию земель, ведению хозяйственной и иной деятельности в связи с тем, что в будущем предполагается изъять зарезервированные земли для государственных или муниципальных нужд. Решение о резервировании земель как юридический факт само по себе не является ограничением прав на земельные участки. Содержание правового режима резервирования заключается в том, что на основании решения о резервировании земель могут быть установлены ограничения земельных прав.

Содержание режима резервирования земель определено в ст. 56′ ЗК РФ со ссылкой на ст. 40 этого Кодекса, в соответствии с которой права владельца земельного участка могут быть ограничены в связи с резервированием земель. Конкретные ограничения права на землю в связи с резервированием земель устанавливаются ЗК РФ и другими федеральными законами. Все ограничения прав владельцев земельных участков делятся на две группы: 1) установленные в самом решении о резервировании, 2) предусмотренные федеральным законом.

Действует запрет на предоставление зарезервированных земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность (п. 8 ст. 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации (п. 6 ст. 56 3К РФ). В силу ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ограничения прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации.

Понятие, порядок и сроки резервирования земель

Резервирование земель — широко распространенный вид ограничения их использования в случаях, указанных в законе. Оно предусматривает изъятие в будущем зарезервированных земельных участков в публичных целях, т.е. для государственных и муниципальных нужд. Этим резервирование отличается от установления зонирования, которое тоже является видом ограничения пользования землей, но не предполагает обязательного изъятия их из существующего землевладения. Срок действия зонирования является неопределенным, но резервирование должно действовать только в определенный период времени. За это время пользователь земли должен воздерживаться от капитальных вложений при использовании земли под угрозой отказа их возмещения в случаях изъятия зарезервированного земельного участка. Таким образом, резервирование земель является экономически полезным мероприятием, так как оно позволяет избежать напрасных затрат при использовании земли, о которой заранее известно, что она будет изъята.

Однако, поскольку резервирование значительно ограничивает права пользователей земли, оно четко оговорено в комментируемой статье и других нормативных правовых актах РФ.

В пункте 1 ст. 70.1 назван определенный и исчерпывающий перечень оснований и случаев резервирования земель. Это исключительные случаи, названные в ст. 49 ЗК РФ, предусматривающей изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд:

— выполнение международных обязательств РФ;

— размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов (например, объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения; объектов использования атомной энергии; объектов обороны и безопасности; объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения и др.);

— иные обстоятельства в установленных федеральными законами или законами субъектов (в отношении участков, находящихся в собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности) случаях.

Для земель государственной или муниципальной собственности, не предоставленных гражданам и юридическим лицам, основаниями резервирования являются также случаи, связанные с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.

2. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

3. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», на срок не более чем два года. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до двадцати лет.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8303 — | 7925 — или читать все.

212.109.218.164 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Читайте также:

  1. I. Понятие, структура и функции религии. Социологические теории религии.
  2. I. Семинар. Тема 1. Предмет, система, задачи судебной медицины. Правовые и организационные основы судебно-медицинской экспертизы, Понятие, объекты, виды, экспертизы
  3. I. Сроки гашения.
  4. II. Организация и порядок работы комиссии по трудовым спорам
  5. II. Порядок оказания скорой медицинской помощи
  6. III Порядок проведения Фестиваля
  7. III. Порядок заполнения бланков
  8. III. Порядок и формы контроля за качеством скорой медицинской помощи
  9. III. Порядок организации и проведения Олимпиады
  10. III. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТА