Обзор ракетного крейсера «Маршал Устинов» — «Атлант» Северного флота, проект 1164

Крейсер «Маршал Устинов»

Многие знают, что именно Северный флот считается самым мощным в составе военно-морских сил России. Здесь служат тяжелый крейсер «Петр Великий» и авианосец «Адмирал Кузнецов». Также с Северным флотом связана служба ракетного крейсера «Маршал Устинов», он являлся его флагманом до ввода в строй «Петра».

Ракетный крейсер «Маршал Устинов» построен по проекту 1164 «Атлант», он сыграл важную роль в поддержании боеспособности российского флота во времена, тяжелые для экономики государства. В конце 20-го века «Атланты» считались крупнейшими и сильнейшими российскими кораблями, которые находились в боевом строю.

Предыстория

К 1970 году надводные силы ВМФ СССР состояли в основном из кораблей противолодочного назначения. Исключение составляли ракетные крейсера проекта 58. Однако их было мало, и значительной угрозы растущему авианесущему флоту США они не представляли. Чтобы исправить такое положение, конструкторы начали работы над новым ракетным крейсером, который мог бы уничтожать любые корабли противника, и при этом был бы дешевле в строительстве и эксплуатации, чем огромные атомоходы проекта «Орлан».

Разрабатывающиеся крейсера получили номер проекта 1164 и шифр «Атлант». Головной корабль – «Слава» – заложили в Николаеве в 1976 году. Следующий – «Адмирал флота Лобов» – начал строиться в 1978 году. Этот корабль и станет впоследствии «Маршалом Устиновым».

Описание конструкции крейсера проекта 1164

По конструкции крейсера пр. 1164 – это длиннопалубные суда с развитой трехостровной надстройкой, пирамидальными башнеподобными фок- и грот-мачтами. Для улучшения мореходности и остойчивости ракетного крейсера шпангоуты корпуса обладают сильным развалом, а форштевень имеет сильный наклон. На всем протяжении крейсера имеется двойное дно (где находятся топливные цистерны). Основные погреба боезапаса разнесены по всему крейсеру, разделены переборками и оборудованы системами орошения и затопления. Данные меры направлены на обеспечении непотопляемости и живучести корабля и обеспечивают непотопляемость судна при затоплении 3-х любых отсеков, кроме машинных отделений. Крейсер обладает комплексом защиты по физическим полям, а также локальной конструктивной защитой в районе погребов боезапаса, боевых постов и ГКП.

Описание конструкции

В первом отсеке корабля, по носовую таранную переборку находятся кладовые и вспомогательные помещения. Во втором отсеке, ниже ватерлинии расположена выгородка гидроакустической станции «Платина», выше ватерлинии – шпилевая, цепной ящик и кладовые. Третий отсек корабля почти полностью занят под подбашенное отделение и погреба для 130-мм артиллерийской установки, а также боевые посты и вентиляторные. Четвертый отсек крейсера отведен под каюты и кубрики с агрегатными помещениями в трюме. В пятом отсеке, кроме жилых помещений, находится погреб боезапаса для глубинных бомб. В шестом отсеке крейсера находится БИУС, боевой информационный центр, которые соединяются с боевой рубкой специальным командирским лифтом. В седьмом отсеке находятся вспомогательные механизмы крейсера. В восьмом отсеке расположено носовое машинное отделение с редукторами, маршевыми турбинами, ТУК и паровыми вспомогательными турбинами, установленными на общей рампе. В девятом отсеке располагаются вспомогательные механизмы.

В десятом отсеке находится кормовое машинное отделение с форсажными турбинами. В одиннадцатом отсеке снова вспомогательные механизмы. В двенадцатом отсеке – подпалубные погреба ЗРК «Форт» с пусковыми барабанами ракет, грузовой лифт и приводы и погреба системы постановки помех ПК-2 (с каждого борта). В 13 и 14 отсеках расположены кубрики команды, служебные и вспомогательные помещения, торпедные аппараты крейсера. В районе 300-310 шпангоутов находятся погреба и ПУ для ЗРК «Оса». Кормовой отсек крейсера, в основном, используется для хранения буксируемого антенного устройства и систем для его постановки и подъема, также здесь выгорожен ахтерпик (балластная цистерна).

В конструкции корабля используются наряду со сталью и сплавы алюминия. Элементы надпалубной надстройки крейсера в районах воздействия на них открытого пламени выполнены из стали, в то время как верхние конструкции для облегчения произведены из сплавов алюминия. На нижних ярусах расположены каюты старших офицеров, кают-компания и флагманский командный пункт. Блоки надстройки корабля обладают технологическими разрезами, для того чтобы они не включались в общую прочность корпуса судна и не трескались из-за напряжений изгиба. Развитые дымоходы крейсера, обладают системами воздухозабора и расположены поперек крейсера. Сразу за ними смонтирован кран, обладающий грузоподъемностью в 8,5 тонн.

Газотурбинная установка

На главной палубе в кормовой ее части в виде отдельного острова находится вертолетный ангар, который венчает большая 30-тонная антенна ЗРК «Форт», далее в корме находится вертолетная площадка с системами обеспечения посадки и взлета. Помимо набора спасательных средств на корабле находятся рабочий катер пр. 1402 и разъездной командирский катер пр. 1404.

Газотурбинная установка ракетного крейсера состоит из 2-х агрегатов М-21, каждый из которых включает в свой состав 2 форсажных (или основных) газотурбинных реверсивных двигателя, которые работают на спаривающий односторонний редуктор, а также 1 маршевый газотурбинный реверсивный двигатель, который работает на двухскоростной редуктор. Форсажные двигатели находятся в кормовом машинном отделении на однокаскадной амортизации, маршевые двигатели находятся в носовом машинном отделении и обладают двухкаскадной амортизацией.

Редукторы двух форсажных и маршевого ГТД подсоединены к одной линии вала с помощью неотключаемых звукоизолирующих муфт. Управление ГТД производится из центрального поста с помощью механической системы. Тепло отработавших газов (примерно 400°С) отбирается с помощью теплоутилизационного контура – ТУК и затем подается на специальные паровые котлы, которые приводят в движение дополнительно смонтированные паровые турбины, работающие на гребные валы через редуктор вместе с маршевыми газотурбинными двигателями, что позволяет добиться роста подаваемой на валы мощности с 6400 до 8000 л.с. и ведет к росту КПД главных механизмов на 12 процентов. Это самая комбинированная и сложная газотурбинная установка, используемая на современных боевых кораблях.

Технические характеристики

Ближайшим по размерам и водоизмещению аналогом «Маршала Устинова» являются американские ракетные крейсера «Тикондерога». Однако по предназначению корабли отличаются довольно серьёзно. Американский крейсер задумывался как оборонительный, прикрывающий от субмарин и авиации авианосцы.

Боевые задачи «Маршала Устинова» мыслились, как прямо противоположные «Тикондероге».

Технические характеристики

Это «Атлант» должен был стать главной ударной силой эскадры, а прикрывать его должна была палубная авиация. Несмотря на наличие мощных зенитных ракет «Форт», их количество на «Атлантах» меньше, чем на атомных «Орланах» и меньше, чем ракет «Стандарт» на «Тикондерогах».

Кроме того, РЛС системы «Иджис» на американских крейсерах могут одновременно выпустить по цели до 18 ракет. Единственный радар наведения «Форта» мог одновременно наводить всего две ракеты на одну цель. Критиковались и устаревшие установки «Игла».

Больший интерес представляет и сопоставление с новейшим эсминцем ВМФ США «Замволт». Хотя он и считается эсминцем, но по габаритам превосходит большинство крейсеров.

  «Маршал Устинов» USS Zumwalt
Водоизмещение, тонн 11280 15995
Длина, метров 186,5 190
Скорость хода, узлов 32 30
Экипаж, человек 510 170
Вооружение ПКР «Вулкан», ЗРК «Форт», 130мм артустановка, 6шт 30мм зенитных автоматов, реактивные бомбомёты 20 универсальных пусковых установок (общий боезапас – 80 ракет). Артиллерийские орудия предусмотрены, но не установлены

Говоря про «Замволт», приходится рассуждать не столько о его боевых качествах, сколько о боеготовности. Эсминец, числясь в строю с 2016 года, уже успел побывать на ремонтах и остаётся мишенью для критики. Осуждаются его высокая стоимость, сложность и пресловутая неопределённость боевых качеств.

До сих пор на эсминце не введена в строй артиллерия, да и сам предполагаемый состав артиллерийского вооружения постоянно изменялся. Бесспорно только то, что у «Замволта» – беспрецедентно высокий уровень автоматизации. А неоспоримым преимуществом «Устинова», по сравнению с «Замволтом», является то, что он дешевле и давно освоен моряками.

Первый этап модернизации

Первоначально крейсер имел вполне пристойные тактико-технические характеристики и полностью отвечал боевым задачам, поставленным перед отечественным флотом. До 1994 года крейсер активно участвовал в боевой жизни флота, совершая длительные морские переходы. Корабль нес боевое дежурство в Средиземном море, неоднократно посещал с визитами порты на Восточном побережье США и Канады. В 1994 было принято поставить судно на планово-профилактический ремонт, который затянулся на долгие три года. Восстановлением боеспособности судна занялись корабелы судостроительного завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. За это время корабль коснулась первая серьезная модернизация.

Первоочередным заданием было принято привести в порядок главный корпус, усилить на крейсере проекта 1164 «Маршал Устинов» узлы и агрегаты двигательной установки и оборудовать на судне новые системы пожаротушения. На судне установили новую, более мощную энергетическую установку, способную одновременно обеспечить экономичный ход и быстрый переход на форсированный режим. Помимо технологических мероприятий боевой корабль должен был получить новое вооружение.

Первый этап модернизации

Основной ударной силой РКР являлись противокорабельные крылатые ракеты «Базальт» (ПКР-500). Ракеты размещались в 16 пусковых контейнерах, расположенных стационарно на верхней палубе. Дальность полета крылатой ракеты составляла 500 км. При этом ракета выполняла полет к цели по сложной траектории, вводя в заблуждение РЛС противника и всю его систему ПВО. Масса боевой части ракеты могла достигать 1000 кг. Несмотря на внушительные боевые параметры, к середине 80-х годов ПКР П-500 «Базальт» перестала отвечать поставленным задачам. Системы ПВО иностранных флотов получили на оснащение новые противоракетные комплексы, способные сбивать советскую ракету во время его маршевого полета на больших высотах.

Последующая модернизация ракеты привела к появлению новой версии ПКР П-1000 «Вулкан», которыми был оснащен третий корабль серии РКР «Червона Украина», ныне ракетный крейсер Тихоокеанского флота «Варяг». Военно-морским командованием было принято решение перевооружить отремонтированный боевой корабль на новую противокорабельную систему П-1000 «Вулкан».

Однако модернизация основного ударного вооружения на РКР «Маршал Устинов» состоялась в ограниченном виде. Установка на судно более мощных крылатых ракет была произведена без замены пусковых установок СМ-248, которые оказались не пригодными для пуска крылатых ракет «Вулкан» в штатной комплектации. На оснащение крейсера поступили крылатые ракеты П-1000, оборудованные стартовыми двигателями от старых ракеты «Базальт». Соответственно дальность нового ударного вооружения оставалась на прежнем уровне. Новый противокорабельный комплекс на втором крейсере проекта 1164 получился в усеченном виде. Повысить дальность полета нового ракетного комплекса пытались за счет уменьшение веса боевой части, однако это свело на нет боевую эффективность данного класса вооружений.

На заметку: На третьем серийном ракетном крейсере «Варяг» изначально ставились ПКР «Вулкан», поэтому и пусковые контейнеры делались из жаропрочных материалов, обладавших большим ресурсом.

С новым вооружением отремонтированный крейсер проекта 1164 «Маршал Советского Союза Устинов» можно было считать вполне боеспособной боевой единицей, альтернативой тяжелым атомным ракетным крейсерам типа «Орлан» проекта 1144. Имея сопоставимое наступательное и оборонительное вооружение, российский корабль по боевой оснащенности стал соответствовать лучшим западным аналогам, крейсерам и эсминцам УРО.

С новым вооружением

Следует отметить, что модернизация корабля, проводимая в середине 90-х годов, совершенно не коснулась системы ПВО. На вооружении крейсера основным средством противовоздушной обороны так и остались всего 8 пусковых установок револьверного типа зенитно-ракетных комплексов «Форт», созданных на основе сухопутной ЗРК С-300. Ближний рубеж противовоздушной обороны осуществляли старые ЗРК «Оса-М», которые могли решать только ограниченный круг боевых задач. Нежелание усиливать средства борьбы с воздушной угрозой объясняется необходимостью как можно быстрее ввести крейсер в боевой состав флота. Переоснащение корабля на новые виды ПВО могло существенно замедлить и так затянувшийся ремонт.

Модернизированный корабль в том виде, в котором снова был принят в строй, соответствовал современной военно-морской доктрине ВМФ России — мощные мобильные ударные соединения кораблей, прикрываемые морской и палубной авиацией.

Основные преимущества крейсера «Маршал Устинов», проект 1164

Второй корабль серии проекта 1164 заложили в 1978 году. Первоначально судно носило название «Адмирал флота Лобов». Строительство велось долгие четыре года и имело трудности с подбором вооружений. Наконец в 1982 году в торжественной обстановке корпус корабля коснулся водной глади Южного Буга. В течение последующих лет осуществлялась установка на корабле основных узлов и агрегатов. Корабль получил современное по тем временам радионавигационное оборудование, автоматизированные комплексы управления огнем. Силовая установка, сконструированная на Николаевском заводе «Заря», была на то время одной из лучших в мире как с точки зрения практичности, так и с точки зрения экономичности. В 1986 году накануне передачи корабля представителям флота, судну присвоили новое название, данное в честь Министра обороны СССР маршала Устинова.

Последующим местом службы ракетного крейсера стал Северный флот, где СССР пытался создать в те годы мощную ударную группировку надводных кораблей. Постоянная угроза северному флангу со стороны флотов стран НАТО вынуждала советское военно-морское командование держать на Севере мощные и боеспособные корабли. Однако до тех пор, пока корабль добрался до своего постоянного порта приписки, крейсеру пришлось нести в течение года службу в Средиземном море, входя в состав 5-й оперативной средиземноморской эскадры ВМФ СССР.

Крейсер представлял собой мощный и современный корабль, способный на равных противостоять соединениям 6-го флота США, господствующего в средиземноморской акватории. Советский корабль располагал не только большим запасом хода, превышающим 7000 миль, но и обладал высокими скоростными качествами. Основным козырем советского крейсера «Маршал Устинов» являлось его вооружение. Советские противокорабельные ракеты П-500 «Базальт» могли нести со сверхзвуковой скоростью боевой заряд массой 500 кг на расстояние до трехсот морских миль. Таких грозных игрушек на борту корабля было 16 штук, расположенных с двух бортов в удобных и компактных контейнерах. Попадания двух ракет П-500 в крупный корабль класса авианосца могли оказаться фатальным.

Появление в составе советского оперативного соединения на Средиземном море корабля с таким вооружением, мгновенно лишало американцев преимущества. Их авианосцы и корабли охранены оказались совершенно безоружными перед фактом наличия такой огромной огневой мощи.

Основные преимущества крейсера

Не забыли советские кораблестроители о собственном оборонительном вооружении. На крейсера класса «Слава» устанавливались ЗРК С-300 «Форт», способные полностью контролировать все воздушное пространство в радиусе 5-75 км в диапазоне высот 25-25000 метров. Имея на борту 64 пусковые установки ЗРК, советский крейсер обеспечивал воздушное прикрытие всему соединению кораблей. Ближние подступы к кораблю контролировали ЗРК «Оса» и автоматы АК-630. С таким объемом вооружений советские крейсера класса «Слава» проекта 1164 считались самыми сильными надводными кораблями на море, имеющими обычную силовую установку.

Текущее положение дел

За время пребывания на стапеле корабелы сумели восстановить противопожарную систему судна, привели в порядок узлы и агрегаты движительной установки. На судне были заменены валы, винты и отремонтированы успокоители качки. Корпус крейсера был полностью очищен от старой краски и перекрашен.

По завершению работ стапельных работ с корпусом, корабль был снова спущен на воду и переведен к достроечной стенке для проведения последующих ремонтно-восстановительных работ. Как оказалось, на корабле необходимо было заменить более 50% всех имеющихся корабельных коммуникаций. Назрела модернизация основных средств связи, обнаружения и навигационного оборудования. Что касается оборонительного комплекса боевого судна, то здесь работы были направлены на усовершенствование технического состояния пусковых установок ПКР «Вулкан». После модернизации на корабле будет присутствовать полноценная версия ПКР «Вулкан», способная значительно усилить боевую мощь крейсера. Дальность полета ракеты с нормальной боевой частью составит 1000 км.

Несмотря на то, что ремонтные работы должны были закончиться в 2014 году, в соответствии с условиями государственного контракта, сдача корабля постоянно переносилась. Только осенью 2016 года ракетный крейсер «Маршал Устинов» проекта 1164 типа «Атлант» начал проходить заводские испытания. Корабль снова прибыл на место постоянного базирования, где и предстояло пройти комплекс приемо-сдаточных испытаний.

Последние новости, которыми пестрят отечественные СМИ, свидетельствуют о том, что сегодня восстановленный и отремонтированный боевой корабль является полноценной боевой единицей Северного флота. В планах высшего военно-морского командования было решение передать отремонтированный крейсер Тихоокеанскому флоту для усиления боевых возможностей ВМФ России на Дальневосточном морском театре.

По последним данным, ракетный крейсер проекта 1164 типа «Атлант» уже числится в составе Северного флота, создав вместе с ТАРКР «Петр Великий» основную ударную группировку ВМФ России на северном фланге. Новое навигационное оборудование и средства обнаружения целей позволили привести корабль в соответствии с современными требованиями, предъявляемые к современным военным судам.

Успехи и результаты прошедшей модернизации крейсера «Маршал Устинов» продемонстрировали широкие технические возможности для усовершенствования судов этого проекта. Оставшиеся РКР проекта 1164, крейсера «Москва» и «Варяг» могут быть модернизированы подобным образом. Такие масштабные мероприятия, по мнению руководства ВМФ России, не только продлят сроки эксплуатации боевых судов этого класса, но и усилят военно-морскую мощь России на Черном море и на Дальнем Востоке.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1310
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: