Мой танк – моя крепость

Огневая мощь, защита от снарядов и мин, проходимость и маневренность – вот основные приоритеты в эволюции тяжелой бронетехники. И только в последние годы конструкторы стали думать об экипаже. Как изменились условия службы танкистов и насколько комфортно и безопасно будут чувствовать себя экипажи в танках нового поколения?

Беспощадный гигант

Первый в мире серийный танк – Mark I – был создан в Англии в 1916 году. Появление на поле брани этого гигантского ромбовидного монстра сеяло панику в стане противника. Но не меньший ужас испытывал экипаж.

Двигатель машины был расположен в боевом отсеке. Температура внутри доходила до сорока градусов, находившихся в танке окутывали выхлопные газы, к которым примешивался порох от выстрелов. Экипажу было просто нечем дышать. Многие теряли сознание или прямо во время боя выскакивали наружу. Голуби, которых во время Первой мировой использовали для связи с командованием, в таких условиях не выживали и нескольких минут.

К тому же экипаж танка, состоявший из восьми человек, едва помещался в машине. Например, наводчику приходилось вести огонь, стоя на коленях.

Любимая легенда

Незадолго до Великой Отечественной в серийное производство был запущен легендарный советский Т-34. Легкий, маневренный, быстрый, с дизельным двигателем в 500 лошадиных сил, он сразу пришелся танкистам по душе. Конструкторы постарались внести в «тридцатьчетверку» все лучшее, что было изобретено на тот момент. В том числе танк получил торсионную подвеску системы Кристи – она смягчала удары на неровностях, что избавляло танкистов от лишних травм и ушибов.

Первоначально Т-34 был рассчитан на экипаж из четырех человек, и места для них внутри было, мягко говоря, маловато. Командир и наводчик располагались в башне, а механик-водитель и заряжающий – в ходовой части. Уже во время войны экипаж сократили до трех бойцов, но жизненного пространства для них все равно оставалось недостаточно. Актуальные тогда ограничения по росту и «габаритам» для танкистов сохранились и по сей день.

Современный внедорожник

Основной танк Т-90 был принят на вооружение в 1993-м. Его прозвали «летающим» за эффектный трюк, который он впервые показал на выставке военной техники в Абу-Даби: прямо во время прыжка с трамплина танк сделал прицельный выстрел из орудия, приземлился – и снова подпрыгнул.

Если верить танкистам, ощущения при движении такие, будто едешь по шоссе на крутом внедорожнике. Секрет кроется в уникальной конструкции торсионной подвески: 6 из 12 катков имеют собственный лопастной гидроамортизатор, способный погасить практически любой удар, а опорные катки расширены для большего контакта с гусеничной лентой. Т-90, оснащенный дизельным двигателем в 1000 лошадиных сил, оказался единственным, кто сумел преодолеть бездорожье Индии и Малайзии на показательных выступлениях.

В составе экипажа – три человека. Заряжающего заменяет специальный автомат. Кстати, подобного механизма нет у прямых конкурентов Т-90 – американского «Абрамса» и немецкого «Леопарда», где бойцы по старинке заряжают орудие вручную.

Технический прогресс не обошел стороной и ратный труд наводчика, которому больше не приходится делать что-то на глаз. Расстояние до цели определяется лазерным устройством. Для ночных стрельб установлен тепловизор, с помощью которого можно разглядеть объект на расстоянии до 3,5 километров. А в последней модификации танка – Т-90СМ – стоит полностью цифровая система управления огнем.

Капсула будущего

Самые революционные конструкторские решения, в корне изменившие подход к безопасности экипажа, применены в танке системы «Армата». Танкистов поместили в специальную бронекапсулу, полностью изолированную от боекомплекта и топливных баков. Изменилось и расположение экипажа внутри машины: башня, куда чаще всего попадают снаряды, стала полностью необитаемой, а все три члена экипажа размещаются впереди в один ряд. Традиционный атрибут танкиста – черный защитный шлемофон – здесь уже вряд ли понадобится.

Пространства в новом отечественном танке стало гораздо больше. В нем без труда сможет поместиться даже человек высокого роста.

Цифровая система управления полностью избавляет от рутинной работы, позволяя экипажу сосредоточиться на выполнении боевой задачи. По словам разработчиков, со стороны действия танкистов напоминают компьютерную игру. Но самое главное – возможность «сохранения» в реальном бою для экипажа теперь стала намного выше.