Воздушная точность

Первый международный конкурс «Авиадартс» завершился в Воронежской и Липецкой областях.


Как заставить летчика пересесть из-за штурвала самолета за руль внедорожника? Нужно устроить соревнования среди воздушных асов и объявить призом автомобиль – именно так поступили организаторы международного конкурса воздушной выучки летных экипажей «Авиадартс-2014». За первое место можно было получить внедорожник Land Rover Freelander 2, за второе – Hyundai i-40, а бронзовым призерам достались скутеры.


Впервые «Авиадартс» провели прошлым летом в Воронеже, тогда в нем участвовали только отечественные мастера летного дела. Нынешний конкурс вышел за пределы нашей необъятной Родины – померяться силами с ВВС России рискнули представители Белоруссии и Китая.


1.-флаги-стран-участниц-международного-этапа-авиадартса-белоруссия-китай-россия.jpg

Флаги стран участниц международного этапа «Авиадартса» - Белоруссии, Китая и России. Фото: Дмитрий Чушкин


Базировались китайские истребители Су-30МКК и белорусские штурмовики Су-25 «Грач» на аэродроме Липецкого авиацентра по соседству с россиянами, но условия для них были созданы особые. Гостям выделили отдельные классы, проверили их на предмет безопасности и отсутствия «жучков». Летали наши иностранные коллеги только в сопровождении российского наблюдателя. Самолеты сопровождения помогали им ориентироваться в незнакомом воздушном пространстве и заодно прикрывали располагающуюся неподалеку от полигона Погоново под Воронежем атомную станцию.


7.-су-25-с-дымом-низко-проходит-над-полигоном.jpg

Су-25 с дымом низко проходит над полигоном. Фото: Дмитрий Чушкин


Хлеба и зрелищ

Международный этап конкурса стартовал в Воронеже 22 июля. Главной завлекалочкой мероприятия был своего рода авиационный коктейль из лучших действующих и перспективных авиационных комплексов – «Авиамикс».

Начались показательные выступления с пролета липецких штурмовиков Су-25 с цветными дымами, их сменил на небесной арене недавно пополнивший группу высшего пилотажа «Соколы России» новенький Су-30СМ под управлением начальника Липецкого авиацентра генерал-майора Александра Харчевского.


9.-соколы-россии-из-липецка.jpg

«Соколы» России» из Липецка. Фото: Дмитрий Чушкин


Кстати, Харчевский в свои 60 с лишним больше всего поразил китайских авиаделегатов: после отработки тренировочных полетов Харчевский «скрутил» пару-тройку фигур высшего пилотажа и спокойно приземлился на ВПП.


Следом мастерство показывали штурмовики из белорусского города Лида на своих «зорких» Су-25 — нарисованные на фюзеляжах глаза их «Грачей», по словам белорусов, помогают отпугивать птиц во время полета. За ними на полном форсаже полетели китайские летчики. «У китайцев во всем привилегии – они цели по жеребьевке не выбирали, им какую дали, такую и дали», — делился наблюдениями управляющий истребителем Су-27СМ липецкий майор Алан Датиев. Его можно понять – по итогам конкурса они уступили китайцам, заняв в своей категории лишь третье место.


Затем показать класс выпала очередь единственному экипажу Военно-морского флота России на Су-24М. Накануне дня ВМФ «летчик-морячок» Александр Морозов мечтал не о призах, а о доме и отпуске, который у него «горит с 1 июня».


На горизонте — четверка истребителей Су-27 пилотажной группы «Соколы России» Липецкого авиацентра. «Сушки» исполняют групповую «бочку», «горки». Липецкие пилотажники не так раскручены, как кубинские «Русские Витязи» и «Стрижи», но часто участвуют в российских и международных показательных выступлениях и срывают овации. Недооценивать «Соколов» не стоит – они наиболее активно занимаются именно боевой подготовкой, а не только рисуют узоры в небе.


10.-пилотажная-группа-беркуты-отстрел-тепловых-ловушек.jpg
Пилотажная группа «Беркуты». Фото: Дмитрий Чушкин

Эффектные трюки могут исполнять не только самолеты. Например, выступила единственная в России пилотажная группа «Беркут» из Торжка — на четверке «Ночных охотников» Ми-28Н. Тепловые ловушки, выпущенные во время роспуска, напоминают салюты, а лопасти разлетающихся вертолетов похожи на лучи солнца, находящегося в этот момент в зените. Вертолетная линейка на «Авиамиксе» представлена еще и «Аллигаторами» Ка-52, летающей «коровой» Ми-26, которая помогала тушить начатые китайскими летчиками пожары на полигоне, авиационной «маршруткой» Ми-8.


5.-горящие-миг-25-на-полигоне-после-близких-взрывов-500-кг-бомб.jpg

Горящие Миг-25 на полигоне после взрывов бомб. Фото: Дмитрий Чушкин


8.--пролет-пары-миг-29.jpg

Пролет пары Миг-29. Фото: Дмитрий Чушкин


Мощь дальней авиации ВВС РФ в полном объеме продемонстрировали стратегический бомбардировщик Ту-22М3 и «Белый лебедь» Ту-160.


«Авиамикс» проходил в День парашютиста, но в рамках программы парашюты раскрывались только при десантировании имитирующих БМД платформ из военно-транспортного самолета Ил-76 – парашютистов гостям «Авиадартса» увидеть не посчастливилось.


Завершали программу пара перспективных авиационных комплексов фронтовой авиации – истребители пятого поколения Т-50 и пилотажная группа на истребителях Су-27 «Русские Витязи».


Особенности национального бомбометания

В середине первого дня над полигоном стали появляться и участники конкурса – их задачей в этот день было обнаружить и распознать мишени, а также в точно назначенное время выйти на цель.


В предпоследний день конкурса по этим самым целям летчики России, Белоруссии и Китая демонстрировали особенности национального бомбометания. Например, китайские летчики отказались стрелять стандартными бомбами, сославшись на то, что не умеют ими пользоваться. Выбрали свои боеприпасы покрупнее калибром и бомбанули по полигону – тот загорелся. 


6.-тушение-пожара-на-полигоне-самолетом-Ил-76.jpg

Тушение пожара на полигоне самолетом Ил-76. Фото: Дмитрий Чушкин


Пришлось тушить силами МЧС и ВВС вместе взятых. Другая особенность китайцев – они не использовали парашюты при приземлении на полосу. Говорят, у них для этого нужен специально обученный персонал, который они с собой не привезли, благо и так делегация техников у Китая была самая большая. Техники у них дотошные – после полетов полностью накрывают самолеты чехлами, будто укутывают в одеяло.


«Это потому, что у них в стране ветрено, они так дома привыкли – берегут самолеты. Мы им тут говорим, посмотрите на небо – ни облачка, можете расслабиться, но они продолжают обматывать», — рассказал один из российских инженеров. «У нас в Китае тоже есть такой конкурс и мы очень рады будем видеть вас на нашей территории. Мы считаем, что это просто соревнования и надеемся использовать этот шанс потренировать себя и показать свое мастерство», — в свою очередь радостно делились китайцы.


4. представитель-китайских-ввс-и-его-переводчица.jpg

Представитель китайских ВВС и его переводчица. Фото: Дмитрий Чушкин


Суперприз — автомобиль

В последний день конкурса аэродром в Липецке усыпали гости, родные и сослуживцы участников «Авиадартса». Все внедорожники, выставленные в качестве призов, а их было шесть – по каждому роду авиации, остались дома, в России. А вот два корейских седана уедут за границу – один в Китай, а второй — в братскую Белоруссию.


2.-командующий-ввс-россии-виктор-бондарев (1).jpg

Командующий ВВС России Виктор Бондарев. Фото: Дмитрий Чушкин


На будущий год пополнять свои автопарки иномарками приедут из большего количества стран. Авиачемпионат в этот раз посетили представители Азербайджана, Армении, Сербии, Бразилии, Мексики, Перу, Уругвая, Бангладеша, Вьетнама, Индии, Казахстана, КНДР, Республики Корея, Лаоса, Мьянмы, Таджикистана, Шри-Ланки, Японии, Израиля, Пакистана, Египта, ЮАР и других. Казахстан, Армения и Киргизия уже изъявили желание участвовать. Бразильцы также обдумывают приглашение – их беспокоит лишь процесс транспортировки и организации переезда на дальние расстояния, но они готовы перенять российский опыт.


3.-олег-двигалев-командующий-ввс-и-пво-белоруссии.jpg

Командующий ВВС и ПВО Белоруссии Олег Двигалев. Фото: Дмитрий Чушкин


Вполне вероятно, что совсем скоро «Авиадартс» пройдет уже не в России, а на территории одной из дружественных стран, возможно, начнется передача эстафеты с Белоруссии, а там, как прогнозируют летчики, возможно, конкурс достигнет и масштаба авиационной Олимпиады.