Русский «Медведь»

Серебристый, чтобы не сгореть в лучах ядерного взрыва, стратегический ракетоносец Ту-95 – ветеран дальней авиации. Он уже 60 лет несет боевое дежурство, оставаясь одним из мощных факторов сдерживания в многолетнем противостоянии Востока и Запада. Несмотря на недавнюю аварию на Дальнем Востоке, Минобороны не собирается до 2025 года снимать с вооружения боевой самолет, прозванный натовскими специалистами «Медведем» (по кодификации НАТО – Bear) – за внешний облик, характер и мощь. Однако Ту-95 ждет глубокая модернизация.


Рождение «медвежонка»

В истории развития дальней тяжелой бомбардировочной авиации послевоенного поколения черты будущего «Медведя» угадываются уже в облике Ту-85. Правда, эта машина так и осталась экспериментальной. Причиной тому поршневые двигатели, которые делали самолет чрезвычайно тихоходным – а значит, легкой добычей для нарождающейся реактивной истребительной авиации. Увеличить скорость можно было только за счет турбовинтовых или турбореактивных двигателей. 

В начале 1950-х за проектирование межконтинентального стратегического бомбардировщика взялись сразу два конструкторских бюро: туполевцы сделали ставку на турбовинтовые двигатели, а ОКБ Мясищева отдало предпочтение турбореактивной силовой установке. Американцы тогда же разрабатывали реактивный восьмимоторный B-52 на смену поршневому гиганту B-36. И Ту-95, и В-52 впервые поднялись в воздух в 1952 году.


Крылатые ракеты для «тушек»

Пятидесятые отметились в истории не только появлением супербомбардировщиков, но и колоссальным прогрессом сверхзвуковой истребительной авиации и зенитно-ракетной техники. Уже к концу десятилетия военные специалисты пришли к выводу, что дозвуковой самолет не прорвется через ПВО противника даже несмотря на шесть спаренных пушек АМ-23 на трех стрелковых установках – на корме, под и над фюзеляжем. Тогда и появились первые экспериментальные модификации Ту-95.


Ракетоносец Ту-95K нес крылатые ракеты Х-20. Впрочем, их дальность была небольшой – всего 600 километров. В 1970-е им на смену пришли крылатые ракеты следующего поколения – X-55 разработки дубнинского КБ «Радуга», способные проделать путь в 3 тысячи километров по настильной траектории, огибая рельеф местности, со скоростью 920 километров в час и доставить в указанное место ядерную боеголовку мощностью 200 килотонн.


Таким образом, самолет стал своеобразной мобильной пусковой платформой, скорость, маневренность и средства защиты которой не имели решающего значения. Однако для использования ракет Х-55 потребовалось усовершенствование лайнера. Так появилась новая линейка ракетоносцев Ту-95МС, которые производились около десяти лет, до  начала девяностых. В строю до сих пор остаются несколько десятков таких машин. Более того, с 2007 года, когда Россия после длительного перерыва возобновила воздушное патрулирование самолетами дальней авиации, Ту-95МС остается одной из главных составляющих воздушной части ядерной триады.


Размах крыла этого гиганта – больше 50 метров, высота – 12,5 метров (это примерно четыре этажа), максимальная скорость полета – 920 километров в час, дальность – почти 15,5 тысяч километров, бомбовая нагрузка – до 12 тысяч килограммов. В фюзеляжном бомбовом отсеке ракетоносца могут размещаться свободнопадающие (в том числе ядерные) авиационные бомбы калибром до 9 тысяч килограммов. Кроме того, он способен нести шесть ракет Х-55 в барабанной пусковой установке, размещенной в фюзеляже. Еще 10 ракет при необходимости могут быть подвешены под крыльями. К тому же Ту-95 – обладатель множества рекордов по скорости, дальности и продолжительности полетов.

Не буди лихо…

Занимательный случай с участием «Медведей» произошел в годы холодной войны. Наши бомбардировщики Ту–95 регулярно кружили вокруг острова Свободы (СССР тогда был очень дружен с Кубой) и делали аэрофотосъемку всего, что можно. Американцы держали в этом районе свои боевые корабли, в том числе несколько авианосцев, с которых в случае чего поднимали боевые истребители.

Так вот однажды к курсирующему в воздухе Ту–95 пристроился сбоку американский перехватчик. В этот раз, видимо, потому, что курс нашего ракетоносца пересекался с маршрутом их авианосца. Пилоты вошли в визуальный контакт. Наши не отказали в просьбе продемонстрировать открытый бомболюк, чтобы американцы убедились в безопасности намерений. Те в ответ показали свое «брюхо» с подвесными ракетами системы «воздух-воздух» и «воздух-земля». Советские летчики, в свою очередь, повращали пушками – дескать, у нас тоже есть чем ответить.

И тут американский пилот, видимо, в шутку жестом приказал сесть. Наши переспросили и после повторного требования пошли на посадку... прямо на палубу авианосца. Даже выпустили закрылки и шасси для очевидности. Свидетели уверяют, что американские военные от ужаса прыгали за борт авианосца. Наши, конечно, не сели, а в последний момент свернули и летели дальше на минимальной высоте, чтобы скрыться от вражеских локаторов. С русскими военными лучше не шутить...