Маршрут героев 70 лет спустя

Авиаперелет по историческому маршруту Второй мировой Аляска – Сибирь намечен на конец июля. Самолеты куплены, пилоты обучены, погранслужбы в курсе. Дело за малым – дождаться летной погоды и в путь. Все подробности о мемориальном авиапоходе – в материале «Армии сегодня».

Очень многие слышали о морских конвоях, с помощью которых по северным морям в Советский Союз доставлялись столь важные для борьбы с немецко-фашистскими захватчиками грузы, в том числе боевые самолеты. Намного меньше говорится о другом маршруте ленд-лиза – чрезвычайно сложном и опасном, и оттого не менее героическом.

Речь идет о трассе Алсиб – воздушном коридоре, по которому во время Великой Отечественной за три года бесперебойной работы было переброшено 7926 самолетов для нашей авиации, то есть больше половины от всех поставленных Штатами. Коридор начинался в США и вел через Канаду, Аляску и Берингов пролив в Восточную Сибирь и дальше до самого фронта. Помимо самолетов по Алсибу в Союз доставляли продовольствие и дипломатическую почту, в обе стороны летали чиновники, военные и дипломаты.

Полет энтузиастов

В семидесятую годовщину Победы энтузиасты из России и США решили пролететь по легендарному маршруту на исторических самолетах, которые затем будут украшать экспозиции подмосковных армейских музеев, а возможно и летать в российском небе.

Русское авиационное общество приобрело для перелета два военно-транспортных «Дугласа» С-47. По Алсибу из Америки в Красноярск с 1942 года до конца войны добралось 704 таких машины. В сопровождении будет тренировочный самолет АТ-6. С американской стороны организаторами выступило некоммерческое авиационное общество Bravo 369.

От Монтаны до Жуковского

Трасса, как и 70 лет назад, возьмет свое начало в американском штате Монтана, в городе Грейт-Фоллз. Через территорию Канады американские летчики перебросят винтокрылые машины на Аляску, в Фэрбанкс. Оттуда уже российские пилоты возьмут курс сперва на Чукотку, а затем – на Красноярск. Им предстоит преодолеть почти 14 тысяч километров по легендарной трассе.

Во время войны перелет по Алсибу был настоящим геройством. Температуры за минус шестьдесят зимой, минимум метеостанций на маршруте, дефицит горючего и запчастей – хуже условий для авиации не придумаешь. Как однажды сказал американский летчик Томас Уотсон, по этой трассе могут летать либо сумасшедшие и самоубийцы, либо русские пилоты. И русские пилоты летали.

«Дугласы», участвующие в нынешнем мемориальном перелете, – ровесники Победы, середины сороковых годов выпуска. Один из них даже участвовал в высадке в Нормандии.

На этих машинах снято противообледенительное и кислородное оборудование – после попадания в частные руки в США их использовали все эти долгие десятилетия в более чем щадящих условиях. Поэтому организаторами было принято единственно верное решение: все полеты совершать в оптимальных погодных и высотных режимах – то есть только при ясном небе и не выше 3600 метров. Ожидается, что при таких условиях весь перелет до Красноярска займет ориентировочно 18 дней.

Старт полета через Берингов пролив запланирован на 27 или 28 июля. «Армия сегодня» будет следить за авиаперелетом по историческому Маршруту героев.