Закрыть

Авторизация x

Чтобы оставлять комментарии, пожалуйста авторизуйтесь


Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Культура

Окна Победы

Дмитрий Целиков
Июн 15, 2015
На улице Горького москвичи читают «Окна ТАСС». Фото: Сергей Струнников / ТАСС

Все, кто печатал и вырезал трафареты в мастерской «Окон ТАСС», получили медали «За оборону Москвы». По мнению советского правительства, эти люди совершили не меньший подвиг, чем солдаты и офицеры, отдавшие жизнь в боях за столицу. Справедливо ли это? Безусловно. И не только с той точки зрения, что поддержание боевого духа играет не менее важную роль, чем современное вооружение и тактический гений полководца. Создание «Окон ТАСС» требовало колоссального физического и творческого труда.


С 1941 по 1946 год увидели свет 1289 плакатов, причем ни один из них не находился в работе более трех дней. Вырезано почти 250 тысяч трафаретов, сделано свыше трех миллионов оттисков текста... Многие из этих произведений стали классикой, причем классикой не только пропагандистского плаката, но и политической карикатуры. Эти шедевры демонстрируют на международных выставках, они вошли в учебники.


История легенды

Значение «Окон ТАСС» понимали уже современники: первые плакаты внесли в Исторический музей в марте 1942 года. В конце того же года ведущие авторы получили Государственную премию. Самыми известными, плодовитыми и талантливыми из них были, конечно, Самуил Маршак и Кукрыниксы (Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов).


3. Окна ТАСС.jpg

Посетители выставки «Художники Кукрыниксы солдаты Великой войны. Окна ТАСС. Политическая карикатура». Фото: Артем Геодакян / ТАСС


В том, как создавался этот проект, самое интересное – не постановления, подписанные чиновниками, а творческая сторона дела. Например, тандем Кукрыниксов и Маршака сложился нежданно-негаданно. Карикатуристы спокойно рисовали себе картинки, как вдруг однажды, еще в первые дни войны, к ним подошел Самуил Яковлевич и, страшно волнуясь, предложил попробовать совместить изображение и текст.


Параллель была очевидной – «Окна РОСТа», вдохновлявшие Красную Армию во время Гражданской войны, сопровождались броскими текстовками, которые писал в том числе сам Маяковский. Проблема же состояла в том (и это понимали все), что неудачное стихотворение – недостаточно остроумное, ироничное, образное и при этом недостаточно простое и понятное – могло смазать впечатление даже от самой выдающейся карикатуры.


Стихи и картинки

Что хорошего в этих, казалось бы, примитивных стишочках? В том-то и дело, что они оттеняют и разъясняют рисунок, не оттягивая внимание на себя. Посмотрите на «Нашу азбуку»! На карикатуре Владимира Лебедева подчеркнуто внешнее сходство лица гитлеровского министра с мордой животного, а поэт добавляет еще один пласт смысла от себя: «Ослы на Геббельса похожи: они орут одно и то же». Сразу же всплывает в памяти совсем другая азбука Самуила Яковлевича – мирная, но столь же ироничная и остроумная: «Ослик был сегодня зол: он узнал, что он осел».


2. Окна ТАСС.jpg

Агитационный плакат «Окно ТАСС» № 645, созданный художником Лебедевым и писателем Маршаком в период Великой Отечественной. Источник: ТАСС


Или совсем простая работа Михаила Соловьева из той же серии со стихами Маршака: «Шестая шла на Сталинград. "Шакалы" не ушли назад». Художник сопоставляет «тогда» и «сейчас», и поневоле задумываешься: на что надеялись гитлеровцы, что было в голове солдатика, изображенного на первом плане? «Носорог бодает рогом. Не шутите с носорогом!» – посоветует детям Маршак через несколько лет. Таков порядок вещей, понимаете? Носорог не добрый и не злой. Пришел шакалить? Получай!


Лучшая мотивация

Инициаторами и разработчиками технического процесса были художники Павел Соколов-Скаля и Николай Денисовский. «Что я могу сделать?» – этот вопрос вертелся в голове каждого патриота уже в первые дни войны. Художники предложили печатать плакаты вручную, трафаретным способом, чтобы немедленно выставлять их на улицах.


27 июня 1941 года в Московском доме художника на Кузнецком мосту были показаны первые работы. Никто не работал из-под палки. 125 художников, 83 писателя и поэта, в том числе самые именитые творцы своей эпохи, от Александра Дейнеки до Павла Антокольского...


Чем же брали эти картинки? Да тем же, чем на протяжении столетий был интересен простому народу лубок. Еще во время Отечественной войны 1812 года он, по сути, стал «газетой для неграмотных», сыграв гигантскую роль в воспитании патриотического чувства. Народная философия проста, выражается лаконично и метко. Таким был и лубок и с изобразительной, и с текстовой точки зрения, такими были и «Окна ТАСС». Из потока новостей авторы выбирали главное и делали это понятным.
Текст сообщения*

Возврат к списку

Другие статьи

Пропаганда в деталях
Зоя Михайлова 31.07.2015
Военные квесты
Зоя Михайлова 28.07.2015
Недетские игры
Дмитрий Сафонов 23.07.2015
Голос Победы
М. Патраш 16.07.2015
Поэты на войне
Ангелина Зайкова 14.07.2015
До и после «Стариков»
М. Патраш 02.07.2015

В других рубриках

Военная ипотека
Квартира с террасой по военной ипотеке
Александр Петров 13.07.2015
Карьера и образование
Нет задач невыполнимых
Дмитрий Сафонов 31.07.2015
Оборона
Игры армий
Н. Александров 31.07.2015
Культура
Пропаганда в деталях
Зоя Михайлова 31.07.2015
Оборона
Боевая мощь «Байкала»
Вячеслав Ровнер 30.07.2015
Культура
Военные квесты
Зоя Михайлова 28.07.2015