Закрыть

Авторизация x

Чтобы оставлять комментарии, пожалуйста авторизуйтесь


Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Культура

До и после «Стариков»

М. Патраш
Июл 2, 2015
Кадр из фильма «Хроника пикирующего бомбардировщика»

«В бой идут одни старики» считается классикой советского кино о военных летчиках Второй мировой. Между тем, и до и после него было снято несколько фильмов, незаслуженно оказавшихся в тени быковской ленты. «Армия сегодня» вспоминает некоторые из них.


До: «Хроника пикирующего бомбардировщика»

(1967 год, режиссер Наум Бирман)

Снятая почти на 10 лет позже картина Леонида Быкова – в каком-то смысле наследник «Хроники». Возможно, это совпадение, но изображение нотного стана на фюзеляже истребителя Маэстро из «Стариков» повторяет рисунок на самолете Архипцева. Деталь, кстати, реальная: подобная картинка украшала штурмовик Героя Советского Союза Василия Емельяненко. Оба фильма объединяют еще и обаятельный юмор, легкий, почти камерный лирический сюжет, отсутствие пафоса.


В «Хронике» нет подвигов на грани человеческого понимания, зрелищных спецэффектов и ужасов войны. Три дня из жизни летчиков-бомбардировщиков – воздушных рабочих войны, как они сами себя называют. Незначительное в масштабе войны боевое задание – найти немецкий аэродром. Нехитрый быт, неумелые ухаживания, ссоры из-за любимой девушки, шалости вроде изобретения из гидравлической смеси и малинового сиропа ликера «Шасси», воспоминания, шуточки-разговорчики занимают почти все экранное время, изредка прерываясь боевыми вылетами и внезапно обрываясь насовсем гибелью экипажа Архипцева. Командир таранит самолетом обнаруженный наконец аэродром. Сознательная смерть, подвиг, к которому, оказывается, ребята были ежеминутно готовы, и о котором, возможно, никто не узнает, превращает экранных героев в героев подлинных.


После: «В небе ночные ведьмы»

(1981 год, режиссер Евгения Жигуленко)

Этот фильм достоин просмотра как минимум потому, что режиссер – непосредственный участник событий, гвардии лейтенант, Герой Советского Союза Евгения Жигуленко. Случай в отечественном кинематографе редчайший.


2. В небе ночные ведьмы.jpg

Кадр из фильма «В небе ночные ведьмы»


Да и полк, послуживший прототипом экранного, – формирование в мировой истории уникальное. Созданный в 1941 году 46-й Гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк полностью состоял из девушек, большинству из которых не исполнилось и 25. Немцы прозвали их «ночными ведьмами».


«Ведьмы» летали на По-2 – деревянных бипланах, в принципе не созданных для военных действий, с открытыми кабинами, без бронеспинок, бомбового отсека, радиосвязи и прицелов. За низкую скорость и малую высоту полета эти машины называли «керосинками». «Керосинку» можно было сбить с земли из обычной винтовки. Поэтому бомбометание производилось ночью по принципу карусели: сбросив бомбы (самые мелкие штурман держал на коленях и сбрасывал через борт), самолет возвращался на аэродром и, загрузившись под завязку, вновь отправлялся в смертельный путь. За ночь полк совершал 6-12 вылетов.


В фильм вошла микроскопическая часть приключений и подвигов полка. Из мемуаров, написанных летчицами, можно узнать еще тысячи героических и забавных историй. О том, как девушки вышивали на портянках незабудки, как мастерили нижнее белье из парашютов, как вручную привешивали к самолетам тонны бомб, как возвращались в строй после тяжелейших ранений...


После: «Торпедоносцы»

(1983 год, режиссер Семен Аранович)

Аранович отбросил все каноны, заданные «Стариками», и снял совершенно иной по настроению и подаче фильм, который однако по силе не уступает быковской ленте. Это абсолютно бесстрастная и оттого еще более поражающая, не дающая зрителю ни минуты передышки картина.


3. Торпедоносцы.jpg

Кадр из фильма «Торпедоносцы»


Суровый северный аэродром, летчики-торпедоносцы, чья работа была, пожалуй, самой опасной – в живых остались единицы. Торпеду нужно было выпустить с небольшой высоты и на определенном расстоянии от вражеского корабля, то есть в зоне наиболее интенсивного зенитного огня.


Эти летчики жили на границе между миром и войной. Влюблялись, женились, растили детей, каждое утро вставали по будильнику (именно с этой домашней сцены и начинается фильм), получали задание и уходили на смерть. Художественные кадры мирной жизни перемежаются искусно вставленными документальными фрагментами воздушных боев, усиливая эффект правдоподобности. Ветераны Северного флота, посмотрев фильм, признавались: «Так и было». В финале нам показывают подлинные фотографии летчиков, и граница между художественным вымыслом и реальностью окончательно стирается.












Леонид Быков снял фильм «В бой идут одни старики» в 1973 году. Картина вышла на экраны через год и сразу потрясла зрителей.
Текст сообщения*

Возврат к списку

Другие статьи

Пропаганда в деталях
Зоя Михайлова 31.07.2015
Военные квесты
Зоя Михайлова 28.07.2015
Недетские игры
Дмитрий Сафонов 23.07.2015
Голос Победы
М. Патраш 16.07.2015
Поэты на войне
Ангелина Зайкова 14.07.2015
До и после «Стариков»
М. Патраш 02.07.2015

В других рубриках

Военная ипотека
Квартира с террасой по военной ипотеке
Александр Петров 13.07.2015
Карьера и образование
Нет задач невыполнимых
Дмитрий Сафонов 31.07.2015
Оборона
Игры армий
Н. Александров 31.07.2015
Культура
Пропаганда в деталях
Зоя Михайлова 31.07.2015
Оборона
Боевая мощь «Байкала»
Вячеслав Ровнер 30.07.2015
Культура
Военные квесты
Зоя Михайлова 28.07.2015