Закрыть

Авторизация x

Чтобы оставлять комментарии, пожалуйста авторизуйтесь


Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Карьера и образование

Мне бы в небо

Дмитрий Сафонов
Июн 15, 2015
Истребитель МиГ-29. Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

Говорят, в будущем летчики-истребители могут остаться без работы: на смену нынешним машинам придут беспилотники. Уже сегодня многие сверхзвуковые самолеты лишь отчасти используют свои возможности в воздушных маневрах. Причина банальна – человеческий организм может просто не выдержать запредельные перегрузки, которые возникают на крутых виражах и при резком наборе высоты. Но пока главным в самолете-истребителе – его сердцем и мозгом – остается пилот.


На пределе

Военный аэродром под Липецком. Во время учений истребитель МиГ-29 делает крутой вираж, чтобы поразить наземную мишень. Неожиданно в кабине пилота раздается команда: «Внимание! Предельный угол атаки! Максимальная перегрузка!» Предупреждение подает специальная программа, которая разговаривает с летчиками женским голосом. Обычно «Рита» (так ее в шутку прозвали военные) начинает тревожиться, когда перегрузка достигает 5-6 единиц. Для сравнения: пассажиры гражданских лайнеров при взлете и наборе высоты испытывают перегрузку всего в 1,5 единицы. При максимально допустимых значениях летчик-истребитель может просто потерять управление.


2. Экипаж истребителя Су-30 СМ заруливает на стоянку.jpg

Экипаж истребителя Су-30 СМ заруливает на стоянку. Фото: Виталий Аньков / РИА Новости


Разумеется, в самостоятельный полет новичка никто сразу так просто не пошлет. Будущие военные летчики проходят длительный курс обучения и начинают привыкать к перегрузкам еще на земле.


Лучшие из лучших

Краснодарское высшее училище летчиков – одно из главных учебных заведений в системе подготовки летного состава для отечественных ВВС. Конкурс сюда в последние годы заметно вырос: из 800 абитуриентов курсантами становятся всего 40 человек. Но даже после успешно пройденных вступительных экзаменов и медкомиссии жесткий отбор не заканчивается.


3. Краснодарское высшее училище летчиков.jpg

Краснодарское высшее училище летчиков. Фото: kvvaul.ru


Первые три года слушатели изучают профильные предметы и знакомятся с управлением летной техникой на тренажерах, с максимальной достоверностью воссоздающих реальную ситуацию в полете – от взлета и посадки до воздушного боя с вражеским истребителем на хвосте. Каждый курсант должен так «налетать» не менее 18 часов. Только после этого допускают к настоящим полетам на учебном самолете Л-39 или более современном Як-130.


От того, как учащийся проявит себя во время учебных полетов, зависит его дальнейшая специализация. В конце третьего курса руководство училища решает, кого направить в истребительную авиацию, а кого – в штурмовую, транспортную или дальнюю. В первую группу попадают лучшие из лучших.


Дальнейшую подготовку будущие летчики-истребители проходят в Армавире. Здесь они пересаживаются на настоящие боевые МиГ-29 – самолеты не самые современные, но остающиеся одними из лучших и наиболее маневренных в ВВС России. Между прочим, именно Миг-29 стал первым военным самолетом, на котором удалось выполнить фигуру высшего пилотажа «Колокол».


4. Летчики в кабине истребителя Су-30 СМ перед взлетом.jpg

Летчики в кабине истребителя Су-30 СМ перед взлетом. Фото: Виталий Аньков / РИА Новости


Я бы в летчики пошел...

Какими бы блестящими летными навыками ни обладал пилот, без адаптации к перегрузкам он не сможет служить в истребительной авиации. Большая часть негодных абитуриентов отсеивается уже на вступительной медкомиссии. Но как поведет себя даже здоровый организм при перегрузке в 5 единиц, ни один врач заранее не скажет. Поэтому во время учебы условия, максимально приближенные к полетным, моделируются на земле. Основных способов два – барокамера и вращающаяся центрифуга.


5. Экипажи истребителей Су-30М2.jpg

Экипажи истребителей Су-30М2. Фото: Юрий Смитюк / ТАСС


Испытание в барокамере могут одновременно проходить сразу несколько человек. Принцип следующий: при откачивании воздуха давление внутри меняется, достигая полетных условий. И в этих условиях испытуемым предлагают решить несложные математические задачи. Это позволяет определить, сможет ли летчик в условиях реальной боевой обстановки сохранить яснось ума, а значит, принимать своевременные и адекватные решения.


С помощью центрифуги в лабораторных условиях создают максимальную перегрузку, которую должен выдержать летчик-истребитель. «Гроссмейстерским» считается показатель в 6 единиц. Причем перегрузка на земле может длиться дольше реальной: если в полете это всего несколько секунд, то в лаборатории – до трех десятков. Во время эксперимента к летчику подключены специальные датчики, которые следят за изменением давления и пульса. Врач также видит на мониторе лицо испытуемого, чтобы в случае потери сознания вовремя остановить центрифугу. Между прочим, гипертоники гораздо лучше переносят перегрузки, чем гипотоники.


По результатам тестов выносят вердикт. Кому-то путь в истребительную авиацию заказан навсегда. А кто-то может реализовать свою мальчишескую мечту – подняться высоко-высоко в небо и коснуться крылом облаков.
Текст сообщения*

Возврат к списку

Другие статьи

Нет задач невыполнимых
Дмитрий Сафонов 31.07.2015
Свои среди чужих
Дмитрий Сафонов 21.07.2015
Горы не терпят слабых
Дмитрий Сафонов 15.07.2015
Как рыбы в воде
Дмитрий Сафонов 09.07.2015
Наследники великих полководцев
Дмитрий Сафонов 07.07.2015
Лайфхаки для абитуриентов
Григорий Тихонов 23.06.2015

В других рубриках

Военная ипотека
Квартира с террасой по военной ипотеке
Александр Петров 13.07.2015
Карьера и образование
Нет задач невыполнимых
Дмитрий Сафонов 31.07.2015
Оборона
Игры армий
Н. Александров 31.07.2015
Культура
Пропаганда в деталях
Зоя Михайлова 31.07.2015
Оборона
Боевая мощь «Байкала»
Вячеслав Ровнер 30.07.2015
Культура
Военные квесты
Зоя Михайлова 28.07.2015