Закрыть

Авторизация x

Чтобы оставлять комментарии, пожалуйста авторизуйтесь


Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

История

Просто фантастика

Дмитрий Сафонов
Июл 14, 2015
«Подземоход» Александра Требелева. Фото: ru.wikipedia.org

Все известные битвы выигрывались на суше, воде или в воздухе. А какой была бы наша история, появись на свете боевая подземная лодка? На этот вопрос не раз пытались ответить фантасты, включая Жюля Верна. И хотя его персонажи в «Путешествии к центру Земли» легко перемещались под землей, в реальности изобретатели каждый раз сталкивались с проблемами. Невезение? Или сама идея подземных машин – большая глупость?


Так уж сложилось, что практически все попытки создания подземных лодок заканчивались плачевно. Первая такая машина погубила своего создателя в начале XX века: изобретатель опустился в механизме на глубину 9 метров, когда взорвался паровой котел. В 1918 году наш соотечественник Пётр Рассказов соорудил «подземоход», но вскоре был убит немецким агентом, который выкрал всю техническую документацию. Позже, уже во Вторую мировую, немецкий инженер Герберт фон Штрассе пообещал Гитлеру армию подземных машин, способных незаметно доставлять боеприпасы и десант в тыл врага, но из-за затянувшейся разработки был расстрелян. И хотя все эти истории объединяет трагичный финал, важно, что часть прототипов все-таки сошла с чертежей.


Советский крот

В 1930-х советский изобретатель Александр Требелев изучал методы предшественников и пришел к выводу, что все они пытались соорудить «подземоход», работающий по принципу штопора. Однако из-за интенсивного трения бура о твердые породы требовались колоссальные энергозатраты. Кроме того, бур нужно было вовремя охлаждать.


И тогда Требелев нашел простое решение буквально у себя под ногами – ученый обратил внимание на обычного крота. По его образу и подобию изобретатель соорудил рабочий прототип своей подземной машины: на месте «головы» находился основательный бур, вращавшийся со скоростью 300 оборотов в минуту, а «задними лапами» стали механические домкраты.


Это был чуть ли не единственный случай в истории, когда аппарат не только был построен, но и прошел испытания. Подземная лодка Требелева уверенно преодолевала 12 метров в час, была значительно дешевле ручного труда и могла обслуживаться всего тремя членами экипажа. Даже несмотря на частую поломку отдельных компонентов, по всем параметрам эта подземная машина была рабочей и вполне могла дойти до серийного производства.


Но не тут-то было. По досадному стечению обстоятельств руководство СССР решило, что ученый работает на немцев. Есть версия, что к этому оказалась причастна как раз немецкая разведка, дезинформировавшая советские власти. Так или иначе Александра Требелева расстреляли, а его проект вскоре засекретили.


Европейские аналоги

Великобритания и Германия тоже не сидели сложа руки. Идея подземных тоннелей, проходящих через весь фронт, настолько захватила европейских лидеров, что, казалось, появление подземных машин – лишь вопрос времени. Так, англичане по инициативе Уинстона Черчилля планировали отстроить до 200 подземных лодок уже к середине 1940-х.


«Нелли», как ласково называли британские аппараты, внешне походили больше на копатели траншей и едва ли могли уйти под землю. Машина состояла из двух секций, одна из которых работала по принципу экскаватора и передавала грунт по конвейеру на вторую, откуда земля уже сбрасывалась по обе стороны.


Махина весом в 100 тонн умудрялась проходить до 8 километров в час и, скорее всего, стала бы отличным помощником в создании окопов, но в 1943 году англичане закрыли проект. После неожиданного поражения Франции стало ясно, что Великобритании нужны ружья, а не окопы. Таким образом, Англия могла похвастаться лишь пятью рабочими машинами, сошедшими с конвейера.


Немцы в вопросе массового производства подземных лодок преуспели не больше, хотя разработки таких аппаратов велись в Германии еще до начала Первой мировой.


Самым грандиозным можно считать проект немецкого конструктора Риттера. Его «Змей Мидгарда» (названный в честь огромного змея из скандинавских мифов, стерегущего Землю) планировался как вездеходный аппарат с многочисленными секциями и различными видами вооружения.


Летом 1934 года такая машина действительно была спроектирована. «Змей» должен был питаться от четырех дизельных двигателей общей мощностью 10 тысяч лошадиных сил, в теории имел капсулу для экстренного выхода экипажа, три типа буров для разных пород и возможность нести до 2 тысяч мин различной массы. Его проектная скорость составляла до 30 километров в час по суше, до 10 километров в час – в мягком грунте и до 3 километров в час – под водой.


Однако после шквала критики от других инженеров очередная подземная машина была отправлена на доработку, а позже и вовсе канула в Лету. После Второй мировой в Германии были обнаружены лишь останки взорванного аппарата, предположительно имеющего отношение к проекту Риттера.


Современные геоходы

В послевоенное время конструкторы не оставляли попыток довести подземную лодку до ума. Подобные проекты возобновлялись в СССР и при Хрущеве, и при Брежневе. Однако куда больший интерес вызывают современные разработки.


Сибирские ученые из Томского политехнического университета уже представили опытный образец так называемого геохода – подземного аппарата, способного рыть туннели и разгребать завалы. Машина представляет собой цилиндрический корпус диаметром 3,2 метра с породоразрушающими бурами в головной части. С ее помощью инженеры надеются облегчить работу МЧС и военных – для них готовится мобильная версия специально для прокладки коммуникаций. Испытания аппарата намечены на конец этого года. Может, в этот раз фантастическую подземную машину ничто не остановит.












Немцы в вопросе массового производства подземных лодок преуспели не больше, хотя разработки таких аппаратов велись в Германии еще до начала Первой мировой.
Текст сообщения*

Возврат к списку

Другие статьи

Боевые роботы: 100 лет на службе
Дмитрий Сафонов 21.07.2015
Маршрут героев 70 лет спустя
Иван Николаев 16.07.2015
Просто фантастика
Дмитрий Сафонов 14.07.2015
Подвиг и трагедия советского «Кита»
Вячеслав Ровнер 09.07.2015
Первая. Ядерная. Наша.
Вячеслав Ровнер 06.07.2015
Русский «Медведь»
Дмитрий Сафонов 03.07.2015

В других рубриках

Военная ипотека
Квартира с террасой по военной ипотеке
Александр Петров 13.07.2015
Карьера и образование
Нет задач невыполнимых
Дмитрий Сафонов 31.07.2015
Оборона
Игры армий
Н. Александров 31.07.2015
Культура
Пропаганда в деталях
Зоя Михайлова 31.07.2015
Оборона
Боевая мощь «Байкала»
Вячеслав Ровнер 30.07.2015
Культура
Военные квесты
Зоя Михайлова 28.07.2015