Закрыть

Авторизация x

Чтобы оставлять комментарии, пожалуйста авторизуйтесь


Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

История

Подвиг и трагедия советского «Кита»

Вячеслав Ровнер
Июл 9, 2015
Рисунок Н. Науменкова «Советская подводная лодка "Ленинский комсомол" в полярных широтах». Репродукция. Источник: РИА Новости

1 июля 1958 года был поднят флаг ВМФ СССР на первой советской и третьей в мире атомной подводной лодке К-3 «Ленинский комсомол» – головной и единственной крейсерской атомной субмарине проекта 627 «Кит». Лодке, пережившей за свою долгую службу великую победу и ужасную трагедию.

Первые на полюсе

Вообще-то две первые атомные подводные лодки построили американцы – Nautilus в 1954 году и Seawolf в 1955-м. Но К-3 не имела ничего общего с этими субмаринами, сделанными по старинке, по образу и подобию дизель-электрических лодок. Наш «Кит» был первым во всем – в конструкции корпуса, скорости, глубине погружения…

По замыслу политического руководства страны, советская атомная подлодка предназначалась для нанесения одного удара термоядерной торпедой чрезвычайной мощности. На К-3 предлагалось установить единственную гигантскую торпеду длиной 24 метра и диаметром около 2 метров, которую лодка могла бы выпустить по цели с расстояния в 50 километров. Идея была бредовой: к тому времени американцы создали систему противолодочной обороны с глубиной до 100 километров, то есть шансов у субмарины не было в принципе. В результате этот проект так и не был реализован.

2. Ленинский комсомол.jpg

Первая советская АПЛ «Ленинский комсомол» в эллинге судоремонтного завода «Нерпа». После переоборудования в подводной лодке разместятся экспонаты Военно-морского музея. Фото: Лев Федосеев / ТАСС

Зато занялись другим проектом с другой задачей, не менее амбициозной. Впервые в истории ВМФ СССР отечественная подводная лодка должна была совершить длительный переход подо льдами Северного Ледовитого океана с пересечением точки Северного полюса. Переход представлял серьезную опасность: к лету 1962 года, когда корабль вышел в поход к Северному полюсу, он уже был изрядно потрепан, ведь на нем, как на головном образце проекта, отрабатывались максимальные нагрузки и предельные режимы. Ремонтов к тому времени лодка прошла столько, что на ней не было живого места от швов и сварки. Да и ядерный реактор был далек от идеала.

Так или иначе, в июле 1962 года субмарина вышла в поход. Экипаж, у которого не было ни карт, ни опыта прохождения под такими массивными льдами, проявил настоящий героизм и мужество. Лодка шла буквально вслепую и вглухую. Однако 17 июля 1962 года в 6 часов 50 минут 10 секунд К-3 прошла точку Северного полюса. Первой в истории. Мичману-рулевому шутники посоветовали свернуть немного с курса, чтобы лодка с размаху «не погнула земную ось». На базе Северного флота героев встречал лично Никита Сергеевич Хрущев.

Подводное пекло

Свалившаяся на первую советскую атомную подлодку слава стала, как считают некоторые исследователи, одной из причин произошедшей с ней впоследствии страшной трагедии. Несколько лет, увязнув в череде торжественных мероприятий, экипаж уделял недостаточно времени боевой подготовке и, что не менее важно, обучению правильной эксплуатации механизмов и систем субмарины и ее обслуживанию.

8 сентября 1967 года «Ленинский комсомол» находился в Норвежском море, возвращаясь из боевого похода в Средиземное море. Ночью в носовом торпедном отсеке из-за протечки масла вспыхнул молниеносный пожар, практически взрыв, который за считанные минуты унес жизни 39 моряков, находившихся в первом и втором отсеках. И только хладнокровие и профессионализм оставшихся в живых членов экипажа предотвратили взрыв атомных торпед и глобальное радиоактивное заражение бассейна Норвежского моря. Лодку смогли провентилировать, и она самостоятельно вернулась на базу, но со спущенным флагом: на борту были погибшие.

Лишь почти полвека спустя, в декабре 2014 года, была поставлена точка в расследовании этого трагического эпизода. Причина катастрофы оказалась насколько проста, настолько и ужасна. Во время докового ремонта лодки неизвестный мерзавец просто вставил в гидравлическую систему вместо штатной прокладки из красной меди какой-то самопал – то ли из пивной пробки, то ли из мягкого паранита. Со временем масло под высоким давлением, конечно же, пробило эту прокладку. Струя хлынула на светильник, чей защитный колпак разбился во время шторма и почему-то не был заменен...

Сейчас списанная в запас еще в 1991 году лодка «Ленинский комсомол» ждет решения своей судьбы. Все идет к тому, что она избежит распила на металлолом и заслуженно станет музеем.
Текст сообщения*

Возврат к списку

Другие статьи

Боевые роботы: 100 лет на службе
Дмитрий Сафонов 21.07.2015
Маршрут героев 70 лет спустя
Иван Николаев 16.07.2015
Просто фантастика
Дмитрий Сафонов 14.07.2015
Подвиг и трагедия советского «Кита»
Вячеслав Ровнер 09.07.2015
Первая. Ядерная. Наша.
Вячеслав Ровнер 06.07.2015
Русский «Медведь»
Дмитрий Сафонов 03.07.2015

В других рубриках

Военная ипотека
Квартира с террасой по военной ипотеке
Александр Петров 13.07.2015
Карьера и образование
Нет задач невыполнимых
Дмитрий Сафонов 31.07.2015
Оборона
Игры армий
Н. Александров 31.07.2015
Культура
Пропаганда в деталях
Зоя Михайлова 31.07.2015
Оборона
Боевая мощь «Байкала»
Вячеслав Ровнер 30.07.2015
Культура
Военные квесты
Зоя Михайлова 28.07.2015